Признание и призвание Максима Кузьменка

 

Признание и призвание Максима Кузьменка

Общество
29.12.2022
13405
Награда нашла своего героя. В конце прошлой недели на совместном заседании Гродненского облисполкома и сессии областного Совета депутатов подвели экономические итоги для области и обсудили планы на будущий год, а также вручили заслуженные награды за особые достижения представителям Гродненщины. Медаль «За трудовые заслуги» председатель облисполкома Владимир Караник вручил директору комбината хлебопродуктов Максиму Кузьменку.

караник.jpg

Новость о том, что Максим Петрович удостоен высокой государственной награды, застала его в Санкт-Петербурге. Сморгонское предприятие принимало участие в Международной продовольственной выставке «ПЕТЕРФУД-2022». На награждение он тоже не успел приехать. А потом ещё Международная выставка продуктов питания и напитков Food Africa 2022 в Египте.  В белорусской корзине оказалась и продукция Сморгонского КХП. Ничего удивительного: в Африке уже не просто слышали, но и знают, какова на вкус сморгонская каша. 

5.jpg

4.jpg

2.jpg

8.jpg

Максим Кузьменок уверен: подобные выставки самый эффективный способ продвижения товаров и популяризации бренда, особенно за рубежом. Ведь они позволяют встретиться представителям бизнес-сообщества и заключить важные сделки.

Немного освободившись от деловых встреч, имея на руках награду, руководитель КХП дал нам интервью. Не хотелось в разговоре зацикливаться только на производственных вопросах. Нашего героя мы постараемся раскрыть читателю с разных сторон…

Испытания Чернобылем

«Переселенцы», «чернобыльцы» - в этих словах горе и страх, сила воли и опыт. И для Максима Кузьменка эти слова до боли знакомы, ведь он родился в Брагинском районе, в деревне Шкураты. До Чернобыльской станции – рукой подать. Максиму было только семь лет, когда на ЧАЭС случилась трагедия. Его отец руководил процветающим совхозом «Брагинский». Центр хозяйства – посёлок Солнечный – это не только частные дома, но и многоэтажки, детский сад, школа, большой торговый центр и стадион – всё новое. А потом, практически в одночасье, люди лишились того, что имели. Совхоз «Брагинский» оказался в зоне отчуждения. Кузьменки вынуждены были уехать в Рудню Журавлёва, потом в Брагин. Историю переселения этой семьи Алесь Крыга описал в книге «Выбух над Прыпяццю».

7.jpg

В Сморгонь первым приехал глава семьи, за ним – жена и трое детей. Только осенью 1990 года Кузьменки получили здесь квартиру и начали обживаться.  Дети пошли в новую СШ №5. Отец стал работать директором плодоовощеводческой организации «Ориентир», мама – в райсобесе.  

В 1997 году – очередное испытание для Кузьменков: в 47 лет ушёл из жизни глава семейства. Максиму тогда было 17, сестре – 19, а брату – 14 лет.

Доверяйте молодым

После школы Максим с отличием окончил Сморгонское ПТУ-128. Потом – институт современных знаний имени А. М. Широкова (получил диплом экономиста).  Стал работать в РУП «Испытатель». «Предприятие работало на базе ЗОС, мы занимались сертификацией разной продукции: электроизделий, дверей, сельскохозяйственных агрегатов, - уточняет Максим Петрович. – Вскоре директор Михаил Иосифович Швайдюк доверил мне, молодому парню, должность заместителя. Повесил на меня небольшой мешочек ответственности, а я понял, что не должен его подвести, поэтому старался. Три года там отработал.

В то время пришёл на комбикормовый завод молодой, энергичный руководитель – Александр Николаевич Островский. Однажды он пригласил меня к себе в офис поговорить. Я приехал на завод вечером, после семи. В конторе никого не было. Мы сели и просто побеседовали «за жизнь». Александр Николаевич рассказал о непростой ситуации на заводе (предприятие было убыточным, имело долги). Разговор завершил словами: «Приходи, если есть интерес. Будем вместе менять ситуацию». Меня заинтересовало его видение будущего и уверенность, что не надо сдаваться, что можно что-то сделать. И я согласился, хотя на прежнем месте работы у меня была стабильная зарплата, повыше той, которую мне здесь предложили.  

Сначала устроился сюда начальником охраны, дневал и ночевал, мне было интересно узнать, что собой представляет предприятие, которое работает круглосуточно. Хотел изучить все процессы, в том числе и вопросы охранной деятельности.

Через полгода стал заместителем директора. Когда Александр Островский возглавил Вороновский райисполком, к нам пришёл нынешний председатель райисполкома Геннадий Хоружик, вместе мы отработали с 2008 по 2014 годы.  После – мне доверили руководить предприятием».

Ставка на качество

Семнадцать лет Максим Петрович трудится на комбинате хлебопродуктов. «КХП – это большая часть моей жизни. Мне интересно здесь работать, потому что предприятие не стоит на месте, - улыбается наш собеседник. - Из комбикормового завода выросло в комбинат хлебопродуктов. Было 400 работников – сейчас тысяча (включая филиал «Жодишки»).

КХП – большой агрохолдинг, разновекторный. У нас всё – от производства сырья, продукции и до её реализации. Мы разработали торговый знак «Империя злаков». Бросили клич по предприятию, из 40 вариантов путём голосования выбрали торговую марку и стали её развивать. С крупами, хлопьями объездили полмира, наши каши знают далеко за пределами Сморгони. Нашу продукцию ценят, потому что она натуральная. Мы не боимся налаживать далёкие контакты. То, что выпускаем, продаётся даже в Китае и Кении, порой груз добирается до покупателя больше месяца, по морю, конечно, цена его увеличивается, но он там востребован!

А ведь когда я пришёл на предприятие, помню, стояла задача сократить людей, убрать крупоцех, он был не востребован, на складе лежали 2 тысячи тон крупы (при производстве 200  тон в месяц). Не знали, куда реализовать такой огромный объем. Но только плохой хозяин разрушает, а хороший пытается сохранить. В крупоцехе стала работать только одна смена, людей не сократили, а распределили по предприятию. это были настоящие профессионалы, уникальные. А когда наладили реализацию крупы, все работники вернулись обратно в цех.

Рапсовый цех, который мы построили в 2011 году, тоже оправдал надежды. Во всей Европе знают наше масло, мы тщательно следим за качеством сырья и технологией производства».

В одной руке – финансы, во второй – кадры

Максим Петрович уточняет, что он – не кабинетный работник. Старается ежедневно побывать на производстве, пообщаться с людьми. «Всегда говорю и своим работникам, и дома родным: «Не таите проблему, рассказывайте о ней сразу, иначе клубок может сильно запутаться и распутать его будет крайне сложно. Для людей я открыт, ко мне можно обратиться в любое время, не ждать часов приёма, - утверждает руководитель и тут же добавляет: - В одной руке ты должен держать финансы, во второй – кадры. Как бы успешно ни работало предприятие, надо помнить о людях. Любые финансовые сложности можно решить с хорошим коллективом: пересмотреть, переболеть, перестроиться. Но если нет единомышленников, то и смысла в работе нет, любое хорошее дело можно похоронить. Поэтому я очень ответственно отношусь к выбору нашей команды. Да, не разговариваю со всеми лично, кто устраивается к нам в рабочие. Но с руководителями среднего звена, специалистами и студентами – со всеми беседую лично. Чтобы знать, понимать, как каждый хочет расти и как ему в этом помочь. Профессионалов надо растить, поддерживать, тогда они будут отдаваться работе сполна.

Поэтому мне больно, когда работник, выросший на наших глазах, сообщает, что его пригласили в другую кампанию. Но и радостно: мы воспитали специалиста!

Я себя позиционирую, как государственный человек, уверен: надо делать благо не только для себя, своего предприятия, но и для страны. Не надо зацикливаться только на заводе, а видеть будущее. Хочу, чтобы молодёжь, в том числе и мои дети, жили и работали в Беларуси. Надо давать молодым шанс, не отталкивать, поддерживать. Оттолкнём мы, кто-то ещё – уйдёт из отрасли, станет барменом, охранником или айтишником. А технологи где? Кто с нами будет работать? Хотя и я и сам себя считаю молодым. Ещё многому надо учиться у асов, которые меня окружают».

Моя тихая гавань под названием Сморгонь

Говорят, человек счастлив, когда с улыбкой идёт на работу и с улыбкой возвращается домой. Кто дома ждёт нашего собеседника? Жена Анна, с которой они вместе уже более двадцати лет. Анна – военнослужащая Сморгонской пограничной группы. Вместе воспитывают двоих сыновей. Один из них – студент БНТУ, второй – шестиклассник, учится в спортивном классе СШ №1. 

3.jpg

6.jpg

10.jpg

Несколько лет назад семья поселилась в деревне Клиденяты. Максим Петрович достроил дом, который начал возводить ещё его отец. «Именно здесь, на земле, я восстанавливаю свои силы. Глубоко убеждён: чем старше мы становимся, тем больше эту землю любим и стремимся работать на ней. В дни, когда морально измотан, именно земля даёт мне заряд новой энергии, забирает негатив, - улыбается директор. - И хоть на участке больше времени проводит мама, это её вотчина, но и мы помогаем. У нас есть сад, теплица, небольшая плантация клубники, много плодовых кустов. Для меня нет ничего вкуснее, чем ягода, сорванная с куста... Да что говорить, выращенное своими руками – самое лучшее. Но мы всего и не съедаем, больше раздаём.

Наш дом – очаг семейный, отец строил его для большой семьи, поэтому на праздники стараемся собираться вместе. Семья – самое сильное, что есть у человека, самое важное.  Иначе для чего жить?

IMG_2294-.jpg

Поэтому и медаль, которую мне вручили, я хочу посвятить своим родителям. Это то зерно, которое они заложили во мне. Они воспитывали во мне трудолюбие и желание быть полезным людям.

Но я не воспринимаю эту награду, как что-то личное. Это заслуга моего большого коллектива, в котором работаю, тех, кто не отбил у меня охоту трудиться, с кем мне удалось пройти через многие трудности.

… Недавно услышал мысль о том, что у каждого человека случается не одна, а минимум две родины. Та малая родина, где ты родился, вырос и та, где прожил сознательную жизнь, где растут мои дети.

У меня было немало предложений, я мог бы давно уехать в тот же Минск. Но для себя определил: более комфортного места для жизни, чем Сморгонь, тяжело найти. Здесь всё рядом. Живописная природа, прекрасные места для отдыха. Нет суеты. Сморгонь – это маленький белорусский рай. Наш, славянский, где спокойно и всех знаешь. Я много где бывал, многое видел, но меня всегда магнитом тянет домой, в мою тихую гавань под названием Сморгонь».

Галина АНТОНОВА.

Фото автора и из архива Максима КУЗЬМЕНКА.