Полвека в школе. С удовольствием!

Полвека в школе. С удовольствием!

Общество
19.07.2025
156

За полвека в профессии она взрастила несколько поколений учеников (многие из них пошли по ее стопам), пережила смену эпох и методик, но неизменным оставалось одно – ее любовь к русскому языку и литературе, преданность учительскому делу. 

Сегодня Валентина БОГУШ рассказывает о том, как, избрав цель, нужно идти к ней всем сердцем.

IMG_0951.JPG

IMG_0924.JPG

– Валентина Ивановна, расскажите о том, как Вы пришли в профессию.

– То, что я решила стать педагогом – это шаг, осмысленный в детстве и ранней юности. Никогда не сомневалась в том, что буду учителем. Поддерживал меня в этом отец, который тоже мечтал быть педагогом, но осуществить мечту ему помешала война.

После школы, в 1968 году, я поступила в Гродненский пединститут имени Янки Купалы. Окончила его и получила направление в Лидский район, в Дворищанскую среднюю школу. Два года, которые там отработала, вспоминаю добрым словам. Меня окружили умные преподаватели, директор и завуч, которые многому научили.

После рождения дочери, я стала работать в Лиде. Учителей не хватало, преподавала в средней школе и школе рабочей молодежи (вечерней). И хоть сама была молодым учителем, мне удавалось ладить с детьми разного возраста, и со взрослыми учениками тоже.

IMG_0927.JPG

Неужели не было никаких трудностей?

– Почему же? Были. Помню, как для серьезного разговора вызвал меня к себе директор школы. Накануне я провела контрольный диктант в 9 классе, в котором было 39 учеников. Директор упрекнул меня в том, что я поставила слишком мало двоек (всего пять). Я пыталась убедить его в том, что несколько раз перепроверила работы. Все оценки справедливые. На что директор ответил: «Вы не поставили ещё одну двойку – себе!». И отметил, что надо заниматься с детьми до тех пор, пока не научишь каждого: утром – до занятий, днем – после уроков, приглашать их вечером. И я стала усерднее заниматься, несмотря на то, что все дополнительные занятия в то время не оплачивались.

– Как Вы оказались в Сморгони?

– В 1977 году мужа (он был строителем) перевели на работу в Сморгонь, и я уехала вслед за ним. В сморгонских средних школах места учителя для меня не оказалось – и я пошла работать воспитателем в школу-интернат, который возглавляла Надежда Семеновна ­Пашковская. Как она болела за детей, как отдавалась работе! И коллектив там был прекрасный. Люди с чуткими сердцами. Мы работали с детьми, у которых с малых лет – судьбы поломанные, исковерканные.

И здесь уже требовался не столько Ваш профессионализм учителя-предметника, сколько добрая душа

– Да, мы все старались поддерживать детей, любить их, как родных. В выходные и праздники я стала приводить домой свою группу (это были детишки 10 – 11 лет). Кто-то играл на улице, кто-то катался на велосипеде, кто-то смотрел дома телевизор. Летом на стол в беседку я выносила конфеты, печенье, чай, выпечку… Мои добрые соседи помогали угощать детей.  Весь день, казалось мне, малыши были веселые, счастливые, а когда вечером возвращались в интернат, начинали жаловаться, «предавать» друг друга: у Пети в кармане – украденный пистолетик, у Леши – машинка, у Оли – куколка... Наверное, у них в тот момент «просыпались» воровские родительские гены, а возможно – просто появлялось желание иметь свою, а не общую игрушку.

Однажды муж не выдержал и пошёл к начальнику рай­оно и попросил найти для меня другое место работы. Объяснил это тем, что боится за жену: нельзя так близко к сердцу принимать проблемы чужих детей, а на своих – времени не находить. На работе допоздна, укладывает спать чужих детей, а когда приходит домой – дочка и сын уже спят. Утром заплетает косы чужим девочкам, а своя дочь идёт в сад, которую неумело заплел папа.

После этого разговора мне предложили место воспитателя в детском саду №6, потом во второй школе. А я так не хотела терять квалификацию учителя! Мне давали замену и в школе-интернате, и в СШ №2, но все это было не то… Чтобы быть хорошим учителем, нужно постоянно преподавать.

IMG_0939.JPG

IMG_0933.JPG

– Но Вы ведь много лет отработали учителем русского языка и литературы в СШ №1.

– Да. Более 20 лет. В 1988 году в первой школе освободилось место учителя – и мне предложили его занять. В педагогическую деятельность я окунулась с головой. Не отказывалась ни от чего: открытые уроки, серьезные воспитательные мероприятия. Возглавляла школьное методическое объединение, заведовала «Клубом любителей русской словесности». До сих пор мои бывшие ученики вспоминают литературные вечера, посвященные русским поэтам, и с большой гордостью – наш театр. Со спектаклем «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака мы обошли все детские сады города, с «Ревизором» Николая Гоголя выступали в воинской части, в общежитиях Сморгони.  Ставили также спектакли «Недоросль», «А зори здесь тихие», «Радуга над домом», «Самозванец»… Дети старались, горели, жили этим увлечением. Я радовалась, когда на моих глазах открывались их актерские таланты.

Проходили в школе конкурсы чтецов, поэтов, конкурсы сочинений. Мои ученики участвовали в школьных и районных олимпиадах и занимали призовые места.

Замечательными были и школьные вечера, дети с большим желанием к ним ­готовились.

IMG_0930.JPG

IMG_0935.JPG

IMG_0937.JPG

– Как Вы считаете, на что больше делали акцент в своей работе: на обучение или на воспитание?

– Я старалась учить детей хорошему, не деля обучение и воспитание. Чтобы учение было увлечением, а не мучением. Старалась открывать в каждом ребенке талант, заставляла каждого поверить в то, что он или она многое умеют, но пока об этом не догадываются. Замечала маленькие победы, хвалила за хороший вопрос, умный ответ, за совершенное исполнение произведений… Учила быть самим собой, найти в себе «изюминку», быть не похожим на других, становится лучше, избавляться от недостатков.

Мои ученики выросли достойными людьми. Многие пошли по моим стопам. Каждый нашел свое место в жизни. Это уже взрослые люди, с которыми у меня до сих пор тесный контакт. Письма, стихи, мне посвященные, телефонные звонки, встречи. Это дорогого стоит. Учитель всегда ждет от ученика уважение. А если ты учитель-пенсионер – внимания и памяти.

– Нелегко было уходить на пенсию?

– Нелегко. Болела без школы, без детей. Но получила неожиданное предложение – поработать в Кушлянской базовой школе. Там отпраздновала своё 60-летие. Чудесные, умные учителя, директор, деревенские дети. Мне всегда везло на хороших коллег, у меня не было проблем с администрацией, а детей я стремилась делать хорошими сама.

– Но ведь и отработав в Кушлянской школе, Вы не ушли на заслуженный отдых. Последовали убеждению древнеримского поэта Овидия: «Трудитесь, пока позволяют силы и годы»?

– Была небольшая пауза. Но меня позвали на работу в Залесскую СШ, где я отработала более трех лет и отметила свое 70-летие. И здесь все было хорошо: несмотря на возраст, в душе я ведь молодая! Дети любили мои уроки, были активны на внеклассных мероприятиях. В июне 2021 года попрощалась с Залеской школой. После летних каникул – я снова на работе: по просьбе директора год отработала в гимназии и решила поставить жирную точку на своей педагогической деятельности. Тем более, что мои дочь и сын настаивали на том, что в моем возрасте нужно больше отдыхать… Точку поставила. На полгода. Позвонили из СШ №2: среди учебного года уволился учитель, нужно выручать. Согласилась. Летом 2024 года попрощалась со школой, но не с учениками. Мой дом всегда для них открыт.

IMG_0941.JPG

IMG_0964.JPG

За плечами – 52 года трудового стажа. Педагогическая работа давно стала для меня образом жизни, поэтому я убеждена: бывших учителей не бывает. А жизнь продолжается! Рядом со мной не только ученики, но и родные, которые окружают заботой. Самая большая наша потеха – трехлетний правнучек ­Артурчик, с которым я с удовольствием провожу время.

Галина АНТОНОВА

Фото автора

Статьи по теме: