Михаил ЧУКОВИЧ: «Жизнь дана для добрых дел»

Михаил ЧУКОВИЧ: «Жизнь дана для добрых дел»

Общество
11.07.2025
289

Есть люди, чьи имена неразрывно связаны с историей определенного предприятия. Михаил ЧУКОВИЧ – один из них. Четверть века он посвятил работе на комбикормовом заводе, много лет был руководителем предприятия. Возглавил его в сложные 1990-е годы, после распада Советского Союза, но вскоре вместе с коллективом завод пережил период уверенного роста.

Сегодня, спустя годы после ухода с руководящего поста, Михаил Иванович остается живой легендой отрасли. Его опыт, принципы управления и преданность делу до сих пор вспоминают коллеги, а многие из внедренных им решений работают до сих пор.

IMG_0918.JPG

Михаил Чукович

Сквозь тернии – к звездам

С Михаилом ­Ивановичем мы беседуем в его родовом гнезде – в доме на улице Каминского, где когда-то еще жили его бабушка и дедушка.

– Во время войны деда за связь с партизанами немцы отправили в Вильнюс, в тюрьму «Лукишки», – вспоминает собеседник. – Через 10 дней бабушка привезла его домой на повозке еле живого. Вскоре дед умер. Это было в 1944 году.

Мой отец был самым младшим среди пятерых детей. Старшие разъехались кто куда, а папа, когда женился, привел в этот дом маму, здесь родились мы с братом. Прошло столько лет! Сейчас я здесь хозяйничаю.

– Расскажите о своем пути в профессию.

– После школы я сразу ушел в армию. Вернулся и поступил в Молодечненский политехнический техникум, где получил профессию техника-механика хлебопекарной промышленности. Чуть позже поступил в Московский всесоюзный заочный институт пищевой промышленности.

Первое место работы – Пинский комбинат хлебопродуктов, на протяжении двух лет успел побыть начальником мастерских и главным механиком. Потом полтора года – главным инженером на Ошмянском комбикормовом заводе. В 1987 году мне предложили должность заместителя директора Сморгонского комбикормового завода. Через 6 лет возглавил это предприятие.

Существует известное выражение: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». До распада СССР сморгонский завод выпускал в месяц 16 тысяч тонн комбикорма. Реализовывали продукцию по всему Советскому Союзу. На предприятии работало почти 200 человек.  Когда большая страна распалась, наш комбикорм стал никому не нужен. «Что делать с продукцией? Что будет с людьми?» – эти вопросы заставляли действовать.

колл.jpg

Международная конференция, в которой участвовали руководители предприятий перерабатывающей промышленности. Москва, конец 1990-х. Михаил Чукович – в центре сидит

– И принимать неожиданные решения…

– Да! Есть корма – значит, надо, чтобы были животные. Нам передали свиноферму «Медрики», на которой содержалось три тысячи голов. Вскоре мы увеличили поголовье до 5 тысяч. Взяли в аренду местный водоем, зарыбили, к нам стали приезжать рыбаки. Полюбил это место народный артист СССР ­Николай ­Еременко-старший, много раз здесь рыбачил.

Потом взяли «под опеку» свинокомплекс «Андреевцы», где поголовье увеличилось с 15 до 20 тысяч. На территории завода построили колбасный цех. Параллельно стали развивать торговлю. Может, помните, в каком неприглядном виде когда-то был нынешний магазин «Василина»? А мы его забрали и привели в порядок. Потом появился еще один наш магазин – «Анастасия». К слову, назвал я эти торговые объекты в честь своих бабушек.

Кроме этого, мы купили свой автобус и стали работников доставлять на нем на работу. На территории завода открыли швейный цех, где можно было даже пошить одежду под заказ, и медпункт, который состоял из трех кабинетов: приемного, процедурного и физиопроцедурного. А какая столовая на заводе! Построить ее – была моя мечта, чтобы люди не носили из дома «ссобойки», а могли полноценно питаться. Потом мы предложили всем желающим проводить в столовой свадьбы и юбилеи, накрывали поминальные столы. Наши булочки продавались в школах, а обедами мы начали кормить работников колхозов, хозяйства с нами рассчитывались зерном. Все перечисленное создали буквально за несколько лет. Коллектив завода вырос с 200 до 500 человек.

В это время мы также открыли крупоцех, стали выпускать цельную крупу. А потом с главным механиком Ваней ­Кажарновичем придумали плющильный станок, и своими силами его сделали. Я вызвал ученых из Могилевского института пищевой промышленности и показал им ноу-хау, они все засвидетельствовали – и мы стали на нем плющить зерно, выпускать овсяную плющеную крупу. Позже решили выпускать крупу, не требующую варки. Сейчас в нее добавляют сублиматы.

«Сынок, береги рабочих, у которых мозоли…»

– Я помню, что в начале 2000-х предприятие много раз оказывало спонсорскую помощь больнице (покупало необходимую бытовую технику), активно поддерживало ФК «Сморгонь»… Эти традиции продолжаются и сейчас.

спорт.jpg

Михаил Чукович вручает подарки юным футболистам. Конец 1990-х

– Да, для больницы мы покупали телевизоры, холодильники, другие необходимые вещи. А что касается футбола, то я до сих пор – заядлый болельщик. Тогда, в начале 2000-х, мне было интересно поддержать своих футболистов. Когда распалась команда «Станкостроитель», в городе образовалась команда «Сморгонь», которая участвовала в первенстве области. В ней на то время играл Леонид Ковель. Мы покупали футболистам форму и другую одежду, для поездок предоставляли заводской автобус и продовольственный паек. Когда команда заняла первое место в области, ей предложили стать членом Белорусской федерации футбола. Вскоре команда превратилась в ФК «Сморгонь», начала играть во второй лиге, а я стал президентом клуба. Вскоре ФК вошел в первую лигу, потом – в высшую. У меня это вызвало большую радость, потому что я очень люблю наш город и всегда хотел, чтобы он гордо звучал не только по всей республике, но и за ее пределами. Любил прославлять все наше сморгонское. Поэтому радуюсь, что каши КХП сейчас известны даже за десятки тысяч километров. Молодец нынешний директор Максим Кузьменок, видно, что старается, переживает за предприятие, люди за ним идут, поэтому оно и успешно работает.

IMG_0902.JPG

Михаила Чуковича поздравили с юбилеем нынешний руководитель КХП Максим Кузьменок, председатель профсоюзной организации предприятия Наталья Нарейко
и председатель ветеранской первички Галина Михно

А где Вы черпали новые идеи для развития предприятия?

– Я уверен: Бог подсказывал. Бывает, ночью не спится… Встанешь, ходишь, думаешь, Что еще можно внедрить на заводе? И тут – будто голос свыше: сделай это, попробуй вот это.

Поэтому я благодарю Бога за все, что удалось сделать.

– Слушая Вас, чувствую, что Вы очень заботились о своих работниках…

– Забота о людях для меня всегда была на первом месте. Я уверен, что главное качество руководителя – это любовь к людям. Когда меня назначили директором, мне папа сказал: «Сынок, ты становишься руководителем хорошего завода, береги рабочих, у которых мозоли, вы за счет их живете и будете жить». Уверен: простота в общении должна быть, а не заносчивость. Для меня не было рабочих, были сослуживцы, сотрудники, те, кто делает общее дело. 

Я всегда жил с мыслью, что жизнь дана для добрых дел. Спустя годы мне не стыдно за свои поступки. Я иду по улице, захожу в магазины, встречаю знакомых, коллег – мы искренне рады встрече.

– 12 лет Вы уже на заслуженном отдыхе. Но видно, что до сих пор интересуетесь жизнью КХП, по-прежнему «в теме».

Постоянно читаю новости о заводе и заводчанах. Когда прихожу в магазин, в первую очередь, ищу продукцию КХП, охотно участвую в торжествах предприятия. 

– Чем еще увлечены? Чем сейчас живет Михаил Иванович Чукович?

– По-прежнему в движении. Люблю природу, я заядлый грибник и ягодник, огородник (возле дома у меня 15 соток земли). Зимой просто люблю гулять по лесу. А бывает, лежу, не очень хорошо себя чувствую, но вспоминаю лес, дорожку к Вилии… От одной мысли, что у меня есть эта природа, становится легче, и я возрождаюсь.

К тому же я богатый отец и дедушка. У меня четверо детей и десять внуков. Люблю их всем сердцем.

IMG_0907.JPG

Михаил Чукович  с сыном Сергеем и его семьёй

Галина АНТОНОВА

Фото автора и из архива Михаила ЧУКОВИЧА

Статьи по теме: