Тихий враг детства

Тихий враг детства

Общество
16.06.2025
206

У детей, которые любят подолгу сидеть в телефоне, нарушается осанка, появляются проблемы со зрением, ослабевает физическое развитие. В эпоху информационных вызовов на смену обычным уличным и настольным играм пришли игры в телефонах, не требующие активности и физической ловкости. При этом порой самим родителям удобнее, чтоб их ребёнок был дома с телефоном, а не с другом на улице, так «спокойнее, ничего не случится». Об этом нередко сейчас говорят врачи.

К сожалению, это не единственный минус мобильных телефонов. Вместе с психологом Сольского детского сада Лилией Грибановой постараемся разобраться, какой ещё вред могут нанести мобильные телефоны и как снизить их отрицательное воздействие на организм.

– Лилия Александровна, а какие факты известны о вредном воздействии мобильных телефонов на психику и работу мозга детей?

Их немало. К примеру, у ребенка, который много времени проводит в телефоне, страдает речевое развитие. Известный факт: родители стали меньше общаться с детьми. Нередко бывает, что мама в одной руке держит коляску с младенцем, а в другой – мобильный телефон, куда постоянно направлено её внимание. А ребёнку надо видеть улыбку матери, её мимику и артикуляцию, чтобы за счёт зеркальных нейронов активизировалась его собственная артикуляция. К сожалению, качественного общения между мамой и младенцем не происходит. А ведь именно непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым является ведущей деятельностью для малыша от 2-х месяцев до года. Никакие игрушки, смартфоны не научат говорить, если ребёнок не видит лицо разговаривающего рядом близкого человека. С малышом нужно общаться, читать ему вслух, рассматривать вместе картинки.

Недавно услышала от психолога, что из-за телефона в ребёнке умирает исследователь. Что это значит?

Известно, что формирование клеток мозга происходит за счёт обучения. Двухлетние дети в норме активно изучают мир, исследуют, экспериментируют с песком, строят башни, пекут «куличики», переливают из ёмкости в ёмкость воду, постоянно чем-то заняты. Увиденное однажды, они пытаются повторить. Но трудно представить, чему научится ребёнок, если у него будет смартфон. Ведь с планшетом или мобильным телефоном экспериментировать нельзя: его не бросишь, не нальёшь воды, не пересыплешь из одной ёмкости в другую. Если ребёнок сидит с младенчества с планшетом или смартфоном, он отстаёт в развитии умений и навыков от своих сверстников.

Есть такое понятие, как экранная зависимость…

Предлагаю представить: при покупке мобильного телефона нам дали ознакомиться с инструкцией по его применению, где среди указанных побочных последствий, имеется такое: мобильный телефон вызывает зависимость подобно наркотической. Согласился бы кто-либо из родителей сознательно купить телефон, чтобы причинить вред ребёнку и сделать его намеренно больным? Согласно исследованиям, уже есть новые названия мобильному телефону – «электронный кокаин», «цифровой героин». Экранная зависимость сходна с наркозависимостью, поэтому врачи-психиатры лечат зависимых от гаджетов по схеме лечения от наркомании. И с каждым годом число детей, нуждающихся в этом лечении, растёт.

А вы замечали, что когда родитель забирает у ребенка мобильный телефон, то ребёнок идёт к брату или сестре, у которого есть смартфон и продолжает в нём сидеть? Поэтому детям необходим авторитетный взрослый, который укажет границы дозволенного. А ещё надо продумать, что мы, взрослые, можем предложить детям взамен мобильного телефона, а не просто отнять его. Это может быть интересная игра, беседа или совместное занятие.

Правда, что из-за длительного сидения в телефоне, может снижаться успеваемость, развиваться цифровое слабоумие?

Чтобы учиться, детям постоянно необходимо подавлять интерес по отношению к мобильному телефону: «Не пришло ли какое сообщение? Что интересного?», а это требует от организма дополнительных усилий и снижает внимание. Поэтому дети, у которых смартфон постоянно под рукой, чаще отвлекаются, соответственно, успеваемость будет хуже. Доказано, что концентрация внимания повышается, если смартфон находится в другой комнате, не рядом и не в поле зрения.

Термин «цифровое слабоумие» не раз упоминается как следствие отсутствия должной работы мозга при просмотре контента в гаджете. Не секрет, что даже на экскурсии в музеях для некоторых детей информация в мобильных телефонах становится интереснее ценных экспонатов.

Как и живое общение заменяется на сетевое…

Подростки сами признаются, что разучились общаться напрямую, вне сети, а ведь живое общение социализирует. Необщительных и замкнутых детей в мире стало больше. Давая гиперзастенчивому ребёнку мобильный телефон, родители делают большую ошибку, ведь такого ребёнка, наоборот, надо учить общению, а не изолировать от мира в мобильном телефоне. Общение с помощью мобильных телефонов – это суррогатная форма коммуникации, в результате чего дети эмоционально тупеют. А вот читая литературные произведения, можно черпать модели поведения, узнавать тонкие мотивы поступков героев. Воображение является основой творческого подхода, это то, что, никогда не сможет придумать искусственный интеллект.

physiotherapy-exercises-for-neck-pain.jpg

Галина АНТОНОВА

Теги: общество

Статьи по теме: