«Память о Чернобыле» (страницы документальной хроники) – так называется театральная постановка, которую накануне Дня чернобыльской трагедии на протяжении последних 5-и лет представляют зрителю участники театральной студии «Вдохновение». В спектакле задействованы женщины, которые не понаслышке знают о катастрофе, случившейся 39 лет назад. Среди них – Лариса КОРЖОВА. Вспоминать трагедию, перевернувшую жизнь, без слез она не может…
Вспоминать без слёз невозможно…
До аварии на Чернобыльской атомной электростанции Лариса Андреевна со своей семьей проживала в деревне Сивинке Ветковского района Гомельской области. Молодая женщина воспитывала двух маленьких сыновей, работала в школе заместителем директора по учебной работе. Жизнь шла своим чередом, и ничего не предвещало беды…
27 апреля к Ларисе Андреевне заехал родственник, который предупредил, чтобы не давали детям молока от коров. Причину он не назвал. Спустя неделю руководству школы дали указание провести родительские собрания, чтобы убедить их вывезти детей на летние каникулы за пределы сельсовета. За 3 собрания удалось достичь цели – из 246 учащихся осталось только 8.
– Напрямую до Чернобыля было 150 километров. О том, что произошел взрыв на АЭС, все слышали. Но казалось, что до нас атом не дойдет. На самом деле это случилось в первые дни. Радиоактивные облака, которые двигались в сторону России, расстреливали, и на нашу местность выпали цезий, стронций и плутоний. В деревню приезжали военнослужащие, которые делали замеры радиации. В результате были определены территории, где нельзя было находиться, сажать овощи. Регулярно проводилась дезактивация, то есть дома мыли специальным раствором, снимали 15-сантиметровый слой земли и засыпали желтым песком. По улицам проложили бетонные дороги. После аварии во время приема пищи во рту чувствовался металлический привкус, многих стали мучать головные боли, – рассказала Лариса Андреевна.
Некоторые семьи в течение года покинули деревню, в том числе и семья сестры Ларисы Коржовой. Но самое страшное случилось позже. В 1989 году было принято решение полностью эвакуировать местных жителей. Сивинка и соседняя Попсуевка, где на тот момент проживала наша героиня, вошли в зону обязательного отселения. «Это было жутко, как на войне. Колхозных коров гонят стадами, технику вывозят, люди загружают на машины свои вещи и уезжают», – вспоминает собеседница.
Сейчас это «мертвая» зона, где не проживает ни один человек. Первое время разрешался въезд на эту территорию лишь на Радоницу и похороны. Спустя несколько лет всё заросло травой, было сложно найти дорогу. Единственное, что продолжали благоустраивать, – памятники, установленные героям Великой Отечественной войны.
Семья нашей героини переехала в Осиновщизну Сморгонского района. Сельчане дружелюбно встретили переселенцев – местные мужчины помогали выгружать вещи и переносить их в квартиру, выделенную колхозом. Лариса Андреевна устроилась учителем начальных классов в среднюю школу №6, ее муж – начальником участка в колхоз им. Калинина, дети пошли в детский сад и школу.
Лариса Коржова вышла на заслуженный отдых в должности учителя математики. Сейчас у нее много свободного времени для любимых занятий. Женщине доставляет удовольствие плести изделия из лозы, посещать УТЦСОН «Теплый дом», участвовать в постановках театральной студии «Вдохновение».
Оксана ГЕЙБОВИЧ
Фото автора