Как результативно подготовиться к экзаменам?
15.05.2024

Приближается период сдачи экзаменов и зачетов. У большинства учащихся, студентов и родителей они вызывают не совсем приятные эмоции. Поэтому самое разумное – научиться сдавать экзамены так, чтобы иметь хороший результат, свести к минимуму вредные последствия и, может быть, даже получить удовольствие. В этом помогут советы психолога гимназии Натальи МОЛЧАН.

IMG_3069.JPG

С чего начать?

По словам Натальи Алексеевны, подготовка к экзамену должна начинаться с вопросов к самому себе.

Вопрос первый: что мне нужно от экзамена? Только сдать, а потом забыть, или желательно усвоить материал прочно, надолго? Не существует предметов совершенно бесполезных, в любом из них есть часть, которую следует знать и понимать мыслящему человеку.

Вопрос второй: какой результат для меня желателен, и какой приемлем? В одном случае отличная отметка – единственно устраивающий результат (например, от этого зависит поступление в вуз), а в другом – приемлемая отметка может быть и ниже (например, невысокая отметка по химии вполне приемлема для будущего скрипача). Это не означает, что нужно сдавать экзамен плохо. Однако если ради лучшей отметки придется довести себя до нервного истощения, то лучше снизить высокие требования к себе. Кстати, отказавшись от завышенных требований к себе и успокоившись, можно и ответить неплохо.

Вопрос третий: как соотносятся приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету? От этого зависит объём предстоящей работы, а значит, планирование времени перед сдачей. Каждому человеку срок требуется разный.

В преддверии экзаменов в основном все думают, что начнут готовиться заранее, без спешки. После прочтения материала человек с нормальной памятью будет помнить около 70% информации, через несколько часов её останется менее 50%, через сутки – менее 20%. Этот остаток уже почти не уменьшится со временем.

Такие свойства памяти нужно учитывать при подготовке к экзаменам. Заранее занимайтесь тем, что нужно понять. Материал, который предстоит запомнить, лучше отложить как можно ближе к самому экзамену.

Стадии подготовки к экзамену

Первая стадия – «первичного бульона» – начинается задолго до сдачи экзамена. Это постепенное накопление сведений по предмету, причём не только на уроках. Человек читает книги, смотрит телевизор, «бродит» по интернету, общается с друзьями, посещает кружки и потом обнаруживает, что знает то, чего никогда не учил. Чем богаче и разнообразнее его жизнь, чем больше он интересуется какой-то областью знаний, тем насыщеннее «первичный бульон».

Вторая стадия – погружения – самая ответственная. Это период целенаправленной подготовки к экзамену в течение нескольких дней, которые отведены в расписании. Именно тогда систематизируются знания.

Третья стадия – «взятие на абордаж» – сводится к «латанию дыр» в знаниях. Такая работа приходится на последний вечер перед экзаменом. Понятно, что это имеет смысл, если раньше уже создан прочный фундамент и в предмете вы хорошо ориентируетесь.

Советы психолога

Наталья Молчан рекомендует подготовку к экзамену начинать заранее. Пролистывайте любой материал по необходимому предмету. Даже если времени на подготовку остаётся очень мало, не зубрите без передышки. Делайте больше перерывов, так как они принесут двойную пользу: дадут памяти возможность закрепить только что усвоенное и будут способствовать дальнейшему запоминанию.

Учите в наиболее эффективные для вас часы дня. Для большинства людей самое идеальное время – рано утром, причем вечером информацию надо обязательно закрепить.

В первую очередь учите вопросы, ответы на которые вы не знаете вообще. Читая текст, делайте пометки, составьте план ответа. Повторение вызывает ещё одну переработку материала.

Не заучивайте бессмысленно. Прочитав содержание ответа, подумайте, как можно «привязать» его к жизни.

– Помните, чем больше усилий вы потратите на усвоение информации, тем больше шансов её вспомнить, – резюмировала Наталья Молчан.

Рекомендации родителям

По словам психолога Натальи Молчан, следует разделить день учащегося на три части: подготовка к экзаменам – 8 часов в день; занятия спортом, прогулки на свежем воздухе – 8 часов; сон – не менее 8 часов.

Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Зная их, распределите, какими темами он будет заниматься в часы подъёма работоспособности, а какими – во время спада. Если будете волевыми усилиями систематически бороться со сном, то может нарушиться свойственный биологический ритм жизнедеятельности. Станет всё труднее и труднее засыпать, затем появится раздражительность, повысится утомляемость.

Следите за тем, чтобы во время подготовки учащийся регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что лучше отдыхать, не дожидаясь усталости, чтобы не было переутомления.

Немало вреда может нанести попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, то лучше, чтобы она была без слов.

Обратите внимание на питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов: грецкие орехи, молочные продукты, рыба, мясо, овощи, фрукты, шоколад.

Поговорите с ребенком, чтобы вечером накануне экзамена он прекратил подготовку, прогулялся, искупался и лег спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

По словам психолога, если ваш ребенок получил отметку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться со стрессовой ситуацией. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать.

– Родители, не любящие своих детей, – явление редкое, но подростков, уверенных в родительской любви, не так уж много. Не бойтесь прямо говорить ребенку о своей любви, и пусть эта любовь не зависит от результатов экзаменов, – подчеркнула Наталья Молчан.

Оксана ГЕЙБОВИЧ

Фото автора


Поделиться:

Статьи по теме:


Оставить комментарий
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений