Александр Лукашенко поручил разобраться с дорожным сбором на уровне правительства и парламента. А что говорят там?

 

Александр Лукашенко поручил разобраться с дорожным сбором на уровне правительства и парламента. А что говорят там?

Власть
17.11.2020
507

Президент Беларуси провел совещание, где обсудили содержание дорог.

Совершенствование взимания платы за допуск к дорожному движению обсуждают на совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко, передает корреспондент БЕЛТА.

Глава государства отметил, что по соответствующему вопросу до сих пор не выработано окончательное решение.

Новые подходы к уплате дорожного сбора предполагалось рассмотреть на совещании. "Сегодня мы не будем рассматривать никаких подходов к совершенствованию этого порядка, как и ряд вопросов, вытекающих из подобных тем", - подчеркнул Александр Лукашенко.

"Народ, общество хотят перемен, и они замкнулись на Президенте и его полномочиях. Как выход из этого - изменения в Конституцию. Мы недавно договорились с руководством парламента, что для того, чтобы процентов на 70-80% полномочия Президента передать парламенту, правительству, другим структурам, Конституцию ломать не надо. Поэтому все вопросы, которые вы вынесли на сотне страниц Президенту, лежат в плоскости парламента и правительства. Вот давайте их и решайте, как в цивилизованном обществе: правительство прорабатывает эти вопросы с учетом всех обстоятельств, видя дыры в бюджете, если они есть, с подачи МВД, КГБ, губернаторов, местных органов власти обсуждайте и дебатируйте в парламенте, на уровне законов принимайте решения и вносите закон для подписания Президенту, - предложил новый механизм работы глава государства. - Поэтому я и сказал, что готов вас слушать (это очень важный вопрос), но принимать решение будете вы".

000019_FB760FFEBC367F5743258622002B7267_61981.jpg


Президент: у людей вызывает вопросы не участие в финансировании ремонта дорог, а сам механизм уплаты сбора

Президент напомнил, что цель взимания государственной пошлины за допуск транспортных средств к дорожному движению - привлечь всех пользователей дорог к финансированию их содержания. Общая протяженность дорожной сети в Беларуси достигает почти 90 тыс. км, а плотность - одна из самых высоких в СНГ.

"К слову, за последние 10 лет на ремонт и содержание дорог мы вбухали больше 10 миллиардов рублей, - заметил Александр Лукашенко. - Но в отличие от соседних стран даже крупнейшие скоростные магистрали мы не сделали платными для белорусских легковушек".

В Беларуси зарегистрировано более 4,5 млн транспортных средств. Как отметил глава государства, в созданных условиях автомобилисты отлично понимают: чтобы ездить по хорошим дорогам, нужны деньги на их содержание. "Как вы мне докладываете (правительство прежде всего), изучение общественного мнения также подтверждает, что необходимость участия в софинансировании ремонта и строительства дорог споров не вызывает. Их вызывает сам механизм уплаты", - обратил внимание глава государства.

Так называемый дорожный сбор действует в стране с 2014 года. По словам Александра Лукашенко, люди считают, что характер взимания этой пошлины не учитывает интенсивность использования транспортного средства, а значит, и частоту эксплуатации дорог. Иными словами, одинаково платит и тот, кто наматывает десятки тысяч километров в год, и пенсионер, который в сезон раз в неделю ездит на дачу.

"Поэтому нам предстоит определиться по ключевому вопросу: как обновить существующий порядок, сделав его справедливым, чтобы предложить людям понятный, комфортный и, насколько это возможно, незатратный способ участия в поддержании качества и развитии наших дорог, - сказал Президент. - То есть мы можем загнуть такую цену, что люди просто платить не смогут. Поэтому понятно, что надо установить справедливый порядок. С другой стороны - чтобы человек, следуя этому справедливому критерию, мог что-то платить. Мы же не можем у человека отобрать половину его доходов или последние деньги".

Глава государства еще раз обратил внимание: окончательное решение по этому вопросу должно приниматься на уровне правительства и парламента. "Вот и все распределение полномочий в данном вопросе. Дальше - больше: ко Всебелорусскому народному собранию я обещаю вам распределить полномочия честно, справедливо, не уходя от ответственности. Острых вопросов для общества у нас немного: мы уже приняли всякие решения. И вы прекрасно знаете, что принимал их в основном Президент, подставляя себя под острую критику общества. Но я понимал, что без них страны быть не может", - заявил Александр Лукашенко.

Как известно, ранее предлагалось два варианта нового механизма уплаты дорожного сбора. Первый заключается в том, чтобы отменить действующую госпошлину и взамен ее ввести новый сбор или налог, но уже без привязки к прохождению техосмотра. Одновременно появится возможность заплатить за месяц, два или год: именно за тот период, в течение которого водитель планирует использовать свое транспортное средство. Контролировать это предлагается с помощью масштабной информационной системы фото- и видеокамер, а также работников транспортной инспекции, органов внутренних дел и судебных исполнителей.

Другой вариант уплаты дорожного сбора также подразумевает отмену существующей госпошлины, но при этом расходы на содержание дорог предлагается включить в стоимость топлива.

000019_FB760FFEBC367F5743258622002B7267_457004.jpg

Правительство: основная работа уже проделана, но надо свериться с народом

Как рассказал журналистам по итогам совещания премьер-министр Роман Головченко, обсуждались различные варианты усовершенствования взимания так называемого дорожного сбора. По его словам, главные принципы, которыми будут руководствоваться правительство и парламентарии при выработке решения этого вопроса, были обозначены Президентом в начале совещания и останутся неизменными: простота оплаты, справедливость и возможность обеспечить сбор этого платежа.

"Беларусь инвестировала достаточное количество средств в создание и модернизацию дорожной сети. Поэтому на основе имеющегося мирового опыта мы внимательно проанализировали, как в различных странах собирается этот налог (платеж, пошлина). Практически во всех странах СНГ, Европы в той или иной форме такие платежи формируются гражданами для частичного содержания, модернизации, ремонта дорожной сети, - отметил премьер-министр. - Необходимо еще раз проанализировать с участием парламентариев, граждан для того, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант, который будет в наибольшей степени соответствовать тем критериям, которые я назвал".

Говоря о том, в течение какого времени может быть решен вопрос об изменении взимания дорожного сбора, Роман Головченко заверил, что действовать парламентарии и правительство будут оперативно. "Действующая форма уплаты госпошлины - она существует, ее надо платить, это те суммы, которые являются достаточно подъемными (средний размер пошлины для физлиц, по данным правительства, составляет в настоящее время 7,45 базовой величины, или Br201,15 в год. - Прим. БЕЛТА). Поэтому сказать, что нас что-то поторапливает, не могу. Но, конечно, будем все это делать оперативно, потому что основная работа по вычленению наиболее приемлемых вариантов, уже проделана. Надо только еще раз их обсудить, чтобы свериться с народом", - пояснил премьер-министр.

000019_FB760FFEBC367F5743258622002B7267_858525.jpg

Парламент: госпошлину надо отвязать от техосмотра и найти другой вариант, понятный и справедливый

Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко в свою очередь отметил, что разработка нового механизма взимания платы за допуск к дорожному движению - это не новый вопрос для парламентариев. "Мы им занимались и раньше. Обращения граждан по этому вопросу продолжают поступать и сегодня", - сказал он.

Владимир Андрейченко подтвердил, что сейчас рассматриваются два варианта: либо отвязать госпошлину от прохождения техосмотра и ввести новый сбор, либо включить существующий дорожный сбор в стоимость топлива. "Казалось бы, включение этой пошлины в стоимость топлива даст большие плюсы, но я скажу, что там будет и много минусов", - отметил Владимир Андрейченко. В числе преимуществ такого подхода он перечислил его простоту и справедливость, возможность собирать средства с иностранных граждан. Негативными последствиями этого варианта, по словам парламентария, станут резкое повышение стоимости топлива, большая разница в цене на бензин в Беларуси и России и инфляция, ведь параллельно начнут дорожать и другие услуги.

"Поэтому это вопрос, над которым надо еще серьезно подумать. Принято решение, что однозначно госпошлину надо отвязать от техосмотра и найти какой-то другой вариант, справедливый и понятный людям", - резюмировал председатель Палаты представителей.