Предписание об устранении нарушений как итоговый документ по результатам проверки

Предписание об устранении нарушений как итоговый документ по результатам проверки

Общество
12.09.2025
75

Результаты проведенной контролирующими органами проверки отражаются в акте проверки. Однако данный документ при всей его значимости не ставит точку в проведенных проверочных мероприятиях. Итогом проверки, в ходе которой установлены нарушения, не устраненные до момента ее окончания, является выносимое на основании акта решение либо требование (предписание) об устранении нарушений.

Органами Комитета государственного контроля, как правило, по результатам проверок выносятся предписания об устранении в установленные сроки выявленных нарушений.

Право выносить обязательные для исполнения государственными органами, иными организациями (их работниками), гражданами предписания об устранении нарушений предоставлено Комитету государственного контроля Республики Беларусь и его территориальным органам в соответствии со статьями 14, 15, 18 Закона Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» исходя из задач, которые призваны решать  органы КГК.

Порядок вынесения предписаний регламентирован Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 (далее - Положение), пунктом 73 которого предусмотрено, что на основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений - со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям  должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, выносится предписание об устранении нарушений, установленных в ходе проверки. По решению руководителя территориального  органа Комитета государственного контроля указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. При этом в указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.

В предписании об устранении нарушений отражаются установленные в ходе проверки нарушения конкретных пунктов нормативных правовых актов, время и место их совершения, а предписывающая часть должна содержать указание на срок, в течение которого нарушения должны быть устранены и срок информирования контролирующего органа об устранении нарушений (но не позднее двух рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений). Первый экземпляр предписания вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений. О выполнении каждого пункта предписания проверяемый субъект в срок, установленный в нем, письменно сообщает  органу КГК, проводившему проверку.

Если в связи с объективными обстоятельствами нарушения не удалось устранить в предусмотренные сроки, то проверяемый субъект не позднее трех рабочих дней до дня истечения этих сроков имеет право подать заявление  с указанием причин, препятствующих устранению нарушений, которые должны быть подтверждены. На основании заявления однократно может быть принято решение о переносе сроков устранения нарушений (не позднее двух рабочих дней со дня поступления заявления).

Следует отметить, что за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) об устранении нарушений, вынесенного в соответствии с законодательным актом уполномоченным должностным лицом органа КГК либо неинформирование в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Как и ненормативные акты иных контролирующих органов, изданные в рамках предоставленных им полномочий и облеченные в соответствующую форму, предписание органов Комитета может быть предметом обжалования в вышестоящий орган или суд. Это еще раз подчеркивает особый статус данного документа и его значимость.

В заключение отмечаем, что вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений имеет своей целью решение одновременно нескольких важнейших задач: с одной стороны – обязать в конкретный срок устранить допущенные в хозяйственной деятельности субъекта нарушения, с другой - отреагировать с целью профилактики на недопущение в будущем правонарушений в экономической сфере государства, обеспечивая ее безопасность.

ком гос контроля.jpg

Статьи по теме: