В актовом зале завода оптического станкостроения состоялась диалоговая площадка. В качестве спикеров – председатель Гродненской областной организации профсоюза «БЕЛПРОФМАШ» Алеся ЦЫДИК и старший помощник прокурора Сморгонского района Олеся ЛЕВШУНОВА. Собравшиеся обсудили тему геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
Помнить всегда: на диалоговой площадке с работниками СЗОСа говорили о геноциде белорусского народа
Олеся Левшунова отметила, что Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 года возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями геноцида мирного населения на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. С первых дней оккупации и на протяжении трех лет 1941 – 1944 годов гитлеровцы осуществляли преступную политику геноцида и выжженной земли в Беларуси. Карательные операции и тысячи сожженных деревень, лагеря смерти, тюрьмы и гетто, публичные казни и массовые расстрелы людей. Беларусь понесла огромные материальные разрушения и людские потери.
До сих пор проводится кропотливая работа по фиксации информации от очевидцев тех событий и их родственников. «Эту информацию мы собираем по крупицам. Живых свидетелей тех событий становится все меньше, а те, кто остались, в силу возраста, нередко отказываются давать показания, поэтому мы благодарны тем, кто отзывается на наши просьбы», – уточнила Олеся Николаевна.
В ходе расследования уголовного дела были установлены ранее неизвестные факты массового уничтожения нацистскими преступниками гражданского населения Беларуси. К примеру, в момент возбуждения уголовного дела считалось, что полностью или частично на территории Беларуси были сожжены 9200 населенных пунктов, сейчас мы уже говорим о 12868 пунктах. 290 белорусских деревень разделили участь Хатыни. Установлены 168 ранее неизвестных мест уничтожения и захоронения жертв геноцида.
Угнано в немецкое рабство более 380 тысяч человек, многие погибли от невыносимых условий эксплуатации. Массовый характер носил и угон на принудительные работы детей. Зафиксировано немало случаев использования детей в качестве доноров крови.
«Для меня, как мамы, всегда больно слушать истории, в которых описываются страдания детей, – присоединилась к диалогу Алеся Цыдик. – Однажды, придя с работы, я включила фильм «Красный берег» – о детском концлагере. Примерно на середине фильме ко мне прибежали мои младшие дети – двойняшки, им по семь лет. Они досмотрели этот ужасный фильм до конца, после чего задали вопрос: «Мама, была война, стреляли фашисты, наши тоже стреляли, защищались. А почему убивали детей?». Мне было сложно ответить на этот вопрос.
И тем не менее с юным поколением нужно говорить на эти непростые темы. В школах, в семье рассказывать о военных трагедиях. То, как бесчеловечно обходились с нашим народом, мы забывать не должны.
Работа и по профсоюзной линии на предприятиях, в организациях нацелена на патриотическое воспитание молодежи. Мы стараемся организовывать туристические поездки по памятным местам – Хатынь, Красный берег… Их немало в Беларуси. Ты приезжаешь сюда и слышишь историю экскурсовода, пребываешь в этой атмосфере – и по-другому начинаешь переосмысливать то, что пережили наши предки, по-другому оценивать, что имеешь.
Работу профсоюзов мы нацеливаем и на посещение ветеранов Великой Отечественной войны, которых с каждым годом становится меньше. Эти люди уникальны, их жизненные истории бесценны».
Присутствующие слушали информацию, затаив дыхание. Подобные встречи важны для сохранения памяти о тех, кто жертвовал собой ради Великой Победы. А такие люди были практически в каждой белорусской семье.
Галина АНТОНОВА
Фото автора