Антиигрушки и их опасности-ловушки

 

Антиигрушки и их опасности-ловушки

Общество
18.03.2024
382
Современный рынок изобилует таким количеством игрушек, что взрослым порой трудно разобраться, какая из них будет полезна для развития ребенка, а какая может принести вред. Ребёнок дошкольного возраста осваивает взрослый мир, строит взаимоотношения между людьми на доступном для него уровне при помощи игр и игрушек. Психологами доказано, что в этом возрасте через игры и игрушки формируются идеалы, особенности поведения. О вредных игрушках рассказывает Лилия ГРИБАНОВА, педагог-психолог Сольского детского сада.

Грибанова.jpg

Что такое антиигрушка? Это очень точное повторение предмета, уменьшенная модель, копия машины, животного, человека. Это исключительная абстрактность формы, немыслимые, не встречающиеся в природе цвета (зелёный мишка, красный цыплёнок). Она максимально механизирована, технократична. С игрушкой можно взаимодействовать, только нажимая на кнопки, выполняя примитивные действия. Она монстроподобна, несёт транслирование негативного психоэмоционального и духовно-нравственного содержания.

Кажется, что тут такого, пусть играет ребёнок с теми игрушками, какие ему нравятся. Однако не так все просто: с каждым годом увеличивается число детей с высоким уровнем тревожности, большим количеством страхов, неуправляемым поведением.

Какие же опасности-ловушки таят в себе антиигрушки?

1. Обеднение игровой деятельности. Игры у детей с этими игрушками сводятся к примитивным действиям: бессюжетное манипулирование ими, простое рассматривание, действия детей становятся стереотипными, снижается игровая инициатива малышей. В норме предметно-манипулятивная игра характерна для ребёнка от года до 3-х лет, но не для 4-летнего или 6-летнего ребёнка.

2. Перенимание ребенком поведения «антиигрушки». Игры с монстроподобными игрушками способствуют формированию явной или скрытой агрессии, закладывают особенности характера. Часто ребёнок отождествляется с любимой игрушкой, уподобляется ей. Вы подарили ребенку игрушку, а ребёнок этот идеал примеряет к себе.

3. Антиигрушки могут способствовать появлению новых страхов. В старшем дошкольном возрасте количество страхов у детей возрастает, в том числе появляется возрастной страх – страх смерти. Впервые для себя ребёнок открывает, что все умрут. Ребёнку надо помочь это состояние пережить. Если ребёнок знает о Боге, то это объяснить проще, например, что «душа выходит из домика-тела и идет к Богу и там встречается со своими родными». Если ребенок не знает о Боге – это сложнее, детей порой охватывает ощущение ужаса. Для него ощущение смерти разные ужастики только усиливают эффект страха.

4. Сбои в полоролевой идентификации. В старшем дошкольном возрасте происходит полоролевая идентификация. То есть ребенок уподобляется кому-либо как представитель своего пола в соответствии с эталоном. Например, для мальчика эталоном поведения может быть отец, дедушка, старший брат. Но помимо этого образца важно то, в какие игры и игрушки играют мальчики. По мнению психологов, игрушки из мира ужасов не способствуют формированию открытого творческого мышления, а формируют надрыв, разрушение в детской психике, больное нездоровое сознание. Игры детей с суперменами, в войну в мобильных телефонах, где герой на своем пути ломает всё, вышибает с каменным лицом двери и окна, по своей сути является поведением психически нездорового человека, где сочетается подростковая агрессия и подростковая безответственность с абсолютно каменным сердцем. В реальной жизни, когда мальчик вырастет, он должен быть тем человеком, с которым хочется находиться рядом, который будет нести ответственность, оказывать помощь ближним, оберегать жену, заботиться о детях. Как можно представить, что в семье муж или отец – вампир или монстр?! Это ненормально. Ребёнка такие игрушки вводят в мир фантазии, нереальности. Впоследствии он стремится к другим ориентирам на уровне миражей.

В отношении девочек эталоном для подражания является мама, бабушка или старшая сестра. Если у девочки в этом возрасте любимой игрушкой станет Барби, то этот эталон для подражания, по мнению психологов, несет отсроченное негативное воздействие. Когда спросили у детей: «С пупсиком пойдете в садик?», дети дружно ответили: «Да». «С Барби пойдёте?», то дети в ответ рассмеялись. На вопрос: «Куда с ней можно пойти?», малыши сказали: «В ресторан». У таких кукол задано поведение, причёска, стиль одежды, аксессуары, косметика, фигура. Такую куклу не покачаешь, не покормишь. А те дети, которые умудряются это делать (маленькая девочка укладывает тётеньку в кроватку), то получают искажение в формировании нормы.

Девочки дошкольного возраста, играя с такими куклами, также перенимают низкопробное женское кокетство, активно пользуются косметикой, мальчиков воспринимают не как друзей по игре, а партнёров, что в будущем способствуют началу ранней половой жизни. Девочки реже стали играть в «Дочки-матери», у них не формируется установка на материнство.

5. Психика ребёнка не разделяет, где правда, а где вымысел и фантазия. Это ещё одна особенность детского восприятия: для детей игрушки являются живыми существами! Если на минутку представить, что все монстры и ужастики в детской комнате «живые», то какая колоссальная нагрузка идет на психику ребенка ежедневно!

6. Антиигрушки способствуют гипервозбудимости. Возбуждение в коре головного мозга дошкольника преобладает над торможением. Дети и так активны и подвижны, а сильно гремящие, стучащие, свистящие, двигающиеся игрушки и взаимодействие ребёнка с ними перевозбуждают психику. В результате он становится неуправляемым.

Вот такие неожиданные опасности таят в себе некоторые игрушки. Надеемся, советы психолога помогут родителям задуматься: стоит ли покупать своему малышу ту или иную игрушку.


Мысли вслух

Галина Антонова, журналист, мама троих детей:

– Наверное, немногие родители при покупке игрушек задумываются над тем, какую серьёзную опасность может таить в себе прекрасный, на первый взгляд, пупс или ужастик (не особо приятный для родителей и такой желанный для ребёнка).

Признаюсь, нередко и я поддавалась желаниям своих детей: покупала игрушки, которые в одночасье двигались, звенели, пели и переливались разными цветами. Мало того, что такие игрушки не развивают воображение и творчество, так ещё и негативно отражаются на психическом состоянии малыша.

Побыв рядом с подобным «шоу-экспонатом», даже взрослый начинал нервничать. Что уже говорить о неокрепшей детской психике? К счастью, ненадолго дети привязываются к таким покупкам. Куклу с вампирским лицом дочке подарили на день рождения. Слава Богу, она мало с ней играла – сама отказалась от такой «подружки».

Конечно, производители игрушек отлично знают психологию современных детей, продумывают всевозможные маркетинговые ходы, чтобы завладеть вниманием ребёнка.

Малыши попадают под обаяния порой жутких игрушек, и родители идут на поводу детских желаний (хотя и знают о негативных последствиях покупки).

Но! На мой взгляд, мамам и папам в магазине не следует проявлять временной слабости, и при выборе очередной игрушки вспоминать рекомендации психолога.


Интересные и актуальные новости Сморгонского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

 #Новости_Светлы_Шлях

Статьи по теме: