Любовь к лесу в наследство

 

Любовь к лесу в наследство

Общество
28.04.2022
1818
Династия лесоводов Пахомовых начинается с главы семьи – Александра Александровича. После окончания школы он поступил в Белорусский технологический институт имени Кирова, с отличием окончил его и уехал работать в Сибирь. Там несколько лет занимался лесоустройством. А потом был направлен в Островецкий лесхоз, где и начался у него карьерный рост. Через три года за хорошие показатели в работе и выявленные организаторские способности был назначен на должность главного лесничего.

IMG_9830.JPG

Потом Александра Пахомова перевели в Сморгонский лесхоз, тоже на должность главного лесничего. Позже он возглавил трудовой коллектив этого лесохозяйства. В должности директора отработал 15 лет. Время было тяжелое, лихие 90-е годы. Но, несмотря на это, вскоре рядовой лесхоз был выведен в передовые, стал известен не только в области, но и республике.

Здесь первыми начали производить в больших объемах оцилиндрованную древесину на экспорт. Лесхоз получил зарубежную сертификацию. Это необходимо было для заключения контрактов, продвижения продукции на внешний рынок, повышения ее реализационной стоимости.

В то время лесхоз был не просто лесхозом, как другие лесохозяйственные организации. В нем развивалось лесопиление, были открыты два цеха по производству пиломатериалов, оцилиндрованной древесины. Сначала было установлено простое оборудование, позднее цеха стали развиваться, начался поиск рынков сбыта продукции, чтобы заработать деньги.

«В то время отец привез откуда-то технологию производства оцилиндрованной древесины, - сказал Юрий Пахомов, который работает в лесхозе инженером-лесопатологом. - На заводе оптического станкостроения по лесхозовским чертежам изготовили первый станок, в Ореховке создали импровизированный цех, и начали делать первые дома из «оцилиндровки». Когда увидели, что они пользуются хорошим спросом, принялись развивать это направление глубже, открыли рынок оцилиндрованной древесины, стали поставлять эту продукцию на экспорт – во Францию, Германию. С зарубежными потребителями были заключены первые большие долгосрочные контракты. За вырученные деньги тогда лесхоз купил немецкий профессиональный станок. Аналог ему по просьбе руководства лесхоза был разработан в Минске для потребности этой организации.

Шаги делались не только в направлении переработки древесины. Ведь изначально лесоводы, должны выращивать лес. Поэтому развитие шло во всех направлениях. Внимание было обращено на питомник. Он был всегда в лесхозе, но обычный. Там выращивали саженцы лесных культур для своих нужд. Потом посмотрели, что можно выращивать декоративный посадочный материал. В питомник завезли туи, разные можжевельники. Пробовали выращивать даже канадскую клюкву. Три поля отвели под эту культуру. Так появился дополнительный источник получения финансов.

Попутно был построен цех по производству строительных блоков из опилок. Он находился в Крево. Блоки прошли испытания. Но немножко получилась накладка. В районе в то время производил блоки силикатный завод. И поэтому к блокам из опилок появилось какое-то недоверие. Хотя они до сих пор успешно продаются. Особенно в России.

Во время директорства Александра Пахомова в лесхозе выращивали свиней, было немалое поголовье этой домашней живности. Свинину из подсобного хозяйства покупали работники лесхоза. А еще на его базе был цех по пошиву спецодежды. Вскоре тут открыли еще один цех – по ремонту бензомоторных пил «Штиль», «Хускварна». В нем чинили свои бензопилы и оказывали услугу другим лесхозам.

Инновации коснулись не только лесопиления, но и вывозки леса. Сморгонский лесхоз был первым в Беларуси по изготовлению тракторных тележек с манипуляторами и лесовозов на основании зарубежных аналогов. Для этого пришлось изучить, как это делается в других странах. Ведь в то время белорусские лесхозы пользовались трелевочной техникой, бревна вытаскивали из леса при помощи троса. Производство лесовозной техники открыли в Белковщине.

Поскольку лесхоз развивался в разных направлениях, то ему был присвоен статус – «опытный». И тогда тут на постоянной основе стали проводиться семинары.

Сморгонский опытный лесхоз первым среди лесхозов перешел на программное обеспечение, закупил компьютеры. Хотя в то время были высказывания: «Зачем они? Что с ними делать?»  Тогда факс был только в лесхозе и райисполкоме. И даже директор Александр Пахомов задавался вопросом: «А кому мы будем отправлять сообщения?». Но постепенно факсы и компьютеры начали появляться в других организациях. Прогресс шел довольно быстрыми шагами.

«У отца была хозяйская жилка, способность заглянуть вперед, понять, что на этот момент более важное, - отметил Юрий Александрович. - Он первым брался за новые направления в лесохозяйственной деятельности. А когда ты первый, то ты – лидер. Это было кредо моего отца. В те времена он старался передать свои знания, видения того, как должно вестись лесное хозяйство, что для этого надо сделать. Естественно, что рядом с собой отец хотел видеть и своих детей».

Александр Пахомов – заслуженный лесовод Республики Беларусь. За развитие лесхоза был награжден грамотами, благодарностями. О внедряемых тут технологиях было написано немало статей в региональных и республиканских средствах массовой информации. А еще Александр Александрович был человеком с большой буквы, уважаемым не только в коллективе, который возглавлял, но и среди директорского корпуса лесной отрасли, руководства лесным хозяйством.

Жена Александра Пахомова Мария Изидоровна работала в фирменном магазине «Ялінка», который был открыт в лесхозе. Она, товаровед по образованию, реализовывала населению пиломатериалы, окна-двери для домов и другие товары. Когда в магазине увеличились объемы реализации продукции, дополнительно был набран штат продавцов. А Мария Пахомова перешла тогда в кадровую службу.

Старший сын Пахомовых Сергей работал в промышленном отделе лесхоза инженером по экспорту, занимался подготовкой пиломатериалов к продаже за границу, искал новых потребителей для заключения с ними контрактов на поставку продукции. Его жена Ольга работает в планово-экономическом отделе.

У среднего сына Юрия профессия «инженер-лесопатолог». Работа связана с развитием и заболеванием растений, выявлением очагов их поражения вредителями, проведением санитарно-оздоровительных мероприятий.

Жена Юрия Александровича Евгения – специалист по подготовке кадров. До получения юридического образования работала секретарем в приемной лесхоза.

Младшему сыну Дмитрию пришлось поддержать дело отца и братьев. После окончания технологического университета он работал на разных должностях. Теперь - лесничий Буденовского лесничества, которое входит в состав Сморгонского опытного лесхоза и находится на территории Ошмянского района.

Юрий ЯНУШКЕВИЧ.

Фото автора.