Сказкотерапия для первоклассников

 

Сказкотерапия для первоклассников

Общество
30.10.2020
712

Школа не должна вносить резкого

перелома в жизнь детей.

Пусть став учеником,

ребенок продолжает делать сегодня то,

 что делал вчера.

Пусть новое появляется постепенно

 и не ошеломляет лавиной впечатлений.

В.А. Сухомлинский

20201026_094452.jpg


Каждый год 1 сентября наша школа, как и все школы республики, принимает новых учащихся, маленьких первоклассников. Вот и в этом учебном году средняя школа №5 г. Сморгони вновь встретила первоклашек.

Первые дни в школе у большинства детей вызывают положительные эмоции из-за атмосферы праздника и новизны, но, когда начинается повседневная работа, возникают и первые трудности, которые в дальнейшем могут привести к дезадаптации.

Для того, чтобы адаптация детей к новым условиям прошла безболезненно, учителями и психологом школы ведётся комплексная работа: наблюдение, обследование, развивающие занятия (групповые, индивидуальные), работа в информационных пространствах, составление индивидуальных заключений.    

Одним из самых эффективных и интересных для учащихся I классов являются групповые занятия с использованием «терапевтической сказки».  Например, с первоклассниками можно провести сказкотерапию «Бобик – первоклассник». В начале сказки, у детей происходит «погружение» в сказку: прослушивание сказочной мелодии и «переход» в сказочный мир. После знакомства со сказкой первоклассники обсуждают вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа (оптимальный способ проведения – стоя в кругу, что позволяет создать атмосферу коммуникотивности и сплоченности). Дети проигрывают роль главного героя Бобика-первоклассника. При данном способе происходит проживание пугающей ситуации, что способствует выплескиванию всех внутренних эмоций наружу. Обязательно определяется ценность сказки и чему она может научить. По завершению занятия обязательно нужно совершить «выход» из сказки: дети закрывают глаза и вместе считают до трёх, переносясь на счет «три» из мира волшебства в аудиторию.

 Одно из объяснений эффективности данного феномена заключается и в том, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это «понарошку». Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, пере структурировании ценностей, взглядов и позиций. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них. Поскольку ребенок отождествляет себя с главным героем, знание его сильных сторон подает пример, придает решимости и самостоятельности, узнает, что главному герою помогает и  его внутренняя сила. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут стать уверенными и самостоятельными, приобрести способность бороться с трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками).

Очень важно, чтобы работу с детьми проводили и родители.

Вот некоторые домашние мероприятия:                                           

·                    Создание благоприятного эмоционального климата в семье.

·                    Поощрение первых, пусть даже малых, успехов ребенка.

·                    Формирование понимания у ребенка, что его любят таким, какой он есть, а не за оценки.

·                    Посещение ребёнком дополнительных занятий в секциях и объединениях по интересам.

·                    Беседы о том, как прошёл день у первоклассника.

·                    Соблюдение режима дня (обязательный восьмичасовой ночной сон, возможен дневной сон после школы, некоторым детям он ещё необходим).

·                    Правильное питание.

·                    Во время эпидемиологических периодов проведение профилактических мероприятий.

·                    У многих детей может наблюдаться эмоциональный спад, надоедает рано вставать, сидеть на уроках, могут появиться трудности в обучении. Главное – спокойно и уверенно преодолевать их вместе с ребенком.

Согласованность педагогов и родителей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и к школе, доброжелательное сотрудничество взрослых – все это сможет помочь детям младшего школьного возраста начать этот совершенно новый период в их жизни.

Ольга ТУРУТО,

педагог-психолог СШ № 5.