Что нового в пограничном законодательстве?

 

Что нового в пограничном законодательстве?

Общество
27.10.2020
702
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2020 г. № 574 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2099 г. №70», уточнен порядок пребывания физических лиц в пределах пограничной зоны и пограничной полосы.


Так, подпунктом 1.8 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2009 г. № 70 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О Государственной Границе Республики Беларусь» (далее - Постановление №70), утверждено описание предупреждающего знака, обозначающего место въезда (входа) в пограничную полосу и выезда (выхода) из пограничной полосы, и форма его изображения.

В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке пограничного режима на территории Республики Беларусь, утвержденного Постановлением №70 (далее - Положение), места въезда (входа) в пограничную полосу и выезда (выхода) из пограничной полосы обозначаются предупреждающими знаками.

Изготовление, установка и обслуживание предупреждающих знаков осуществляются по предложениям уполномоченных должностных лиц органов пограничной службы за счет средств местных исполнительных и распорядительных органов.

Пунктом 6 Положения определены случаи, в которых пропуск на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь (далее - пропуск в пограничную зону), изымается с последующим его аннулированием уполномоченными должностными лицами органов пограничной службы.

В соответствии с пунктом 7 Положения, в случае необходимости оставления механических транспортных средств вне населенных пунктов, расположенных в пограничной зоне и пограничной полосе, физические лица в течение одного часа уведомляют ближайшее подразделение органов пограничной службы о месте нахождения оставленного механического транспортного средства и причинах возникновения данной необходимости.

Таким образом, по истечении одного часа с момента обнаружения транспортного средства вне населенных пунктов в пограничной зоне или пограничной полосе, владелец которого не уведомил ближайшее подразделение органов пограничной службы, такое транспортное средство подлежит принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещению на охраняемую стоянку или отбуксировке без помещения на охраняемую стоянку в порядке, установленном законодательством, а владелец - привлечению к административной ответственности за нарушение пограничного режима.

Пунктом 8 Положения определены случаи отказа в выдаче разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности в пограничной полосе, внутренних водах Республики Беларусь в пределах пограничной зоны и пограничной полосы юридическим лицам (далее - разрешение), а также его изъятия с последующим аннулированием.

Частью четвертой пункта 9 Положения определены случаи, в которых пропуск на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной полосе (далее - пропуск в пограничную полосу), изымается с последующим его аннулированием уполномоченными должностными лицами органов пограничной службы.

Частью шестой пункта 9 Положения определено, что пропуск физических лиц в пограничную полосу в темное время суток, а также за рубеж инженерных сооружений и заграждений осуществляется по решению уполномоченных должностных лиц органов пограничной службы:

для выполнения трудовых (служебных) обязанностей.

Справочно:

Для выполнения трудовых (служебных) обязанностей в пограничную полосу могут быть пропущены граждане, являющиеся работниками юридического лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою трудовую (служебную) деятельность в пограничной полосе (например: работники СПК, электросетей, газовой службы, лесохозяйственных учреждений, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира, предприятий мелиоративных систем, строительных организаций).

для участия в мероприятиях по охране Государственной границы.

Справочно:

Для участия в мероприятиях по охране Государственной границы в пограничную полосу могут быть пропущены:

военнослужащие и гражданский персонал органов пограничной службы;

граждане, привлекаемые к охране государственной границы.

К такой категории граждан относятся:

члены добровольных дружин (в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. №214-3 «Об участии граждан в охране правопорядка», основной задачей добровольной дружины является содействие органам пограничной службы Республики Беларусь в охране правопорядка);

граждане, добровольно участвующие в охране государственной границы (в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке привлечения граждан к охране государственной границы Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. №379 «Об обеспечении пограничной безопасности», оказание содействия государственным органам, осуществляющим охрану Государственной границы, в том числе информирование об обстановке в пограничном пространстве, является одной из форм добровольного участия граждан в охране Государственной границы.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 данного Положения, граждане привлекаются для выполнения на добровольной основе совместно с органами пограничной службы задач по обеспечению контроля за соблюдением режима Государственной границы и пограничного режима).

по иным уважительным причинам.

Справочно:

По иным уважительным причинам в пограничную полосу могут быть пропущены граждане, для посещения мест массового отдыха, купания, участков для осуществления рыбной ловли, районов плавания судов на пограничных водных объектах, определенных соответствующими облисполкомами по согласованию с территориальными органами пограничной службы, а также для изъятия дикого кабана в соответствии с решениями облисполкомов и посещения мест захоронений.

Другие критерии для посещения пограничной полосы по уважительным причинам устанавливаются должностными лицами, принимающими решения о пропуске в пограничную полосу.

Кроме того, дополнительно информирую, что за исключением порядка въезда (входа), временного пребывания в пограничной полосе лиц, имеющих пропуска в пограничную полосу, законодательством установлен порядок въезда (входа), временного пребывания в пограничной полосе лиц, не имеющих соответствующих пропусков.

Справочно:

В соответствии со статьей 37 Закона «О Государственной границе» и положениями Приказа Председателя Госпогранкомитета от 09.07.2019 № 323 «Об организации пропуска в пограничную зону и пограничную полосу», в исключительных случаях, связанных с чрезвычайными обстоятельствами, а также в целях обеспечения национальных интересов Республики Беларусь по решению Председателя Государственного пограничного комитета Республики Беларусь или его первого заместителя физические лица могут въезжать (входить), временно пребывать, передвигаться в пограничной зоне или пограничной полосе без соответствующих пропусков.

Въезд (вход), пребывание и передвижение в пограничной зоне и пограничной полосе физических лиц в сопровождении сотрудников органов пограничной службы осуществляются без соответствующих пропусков по решению Председателя Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, начальников территориальных органов пограничной службы и их первых заместителей.

В соответствии с пунктом 9 Положения, для проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, локализации и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний пропуск работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, а также других организаций в пограничную полосу осуществляется беспрепятственно.

Антон БОНДАРЕНКО,

официальный представитель Сморгонской пограничной группы.