Насилием ничего не решить

 

Насилием ничего не решить

Общество
02.07.2020
350

Каждый родитель желает своему ребенку только добра, при этом некоторые способны поднять руку на свое чадо. Почему так происходит? Возможно, мать или отец считают, что цель оправдывает средство («потом мне еще и спасибо скажет»). Возможно, некоторые исходят из жизненного опыта («меня в детстве тоже ремнем «учили», а то неизвестно еще, что бы выросло»). Возможно, в глубине души родители убеждены, что ребенок – их собственность, и они вправе делать с ним все, что захотят.

Зачастую взрослым кажется, что нет другой возможности повлиять на ребенка. Но, скорее всего, они бьют детей из-за того, что не умеют найти выход из сложившейся ситуации. А после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие варианты поведения.

Принято считать, что насилию в основном подвергаются дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях.Однако, это не совсем так. Физическое наказание – явление, распространенное во многих семьях.

Избиение, удары рукой, ремнем или другими предметами, выкручивание рук, принуждение стоять на коленях, таскание за волосы, пинки, затрещины, заключение в запертом помещении – это все физическое насилие. Выяснить постороннему человеку, что ребенок стал жертвой насилия, можно по кровоподтекам, шрамам, переломам, могут быть и повреждения внутренних органов.

Крики, оскорбления, нецензурная брань, постоянная критика и принижение успехов ребенка, угрозы бросить ребенка или выгнать, запугивание наказанием – все это психологическое и эмоциональное насилие. А ведь словесные оскорбления, грубые слова, постоянные придирки, насмешки способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство. Ребенок – жертва эмоционального насилия живет с уверенностью, что он плохой и несостоятельный во всем, что может отразиться на его дальнейшей жизни.

Дети, пострадавшие от насилия, вырастают неуверенными в себе, замкнутыми, часто обманывают, что-бы избежать наказания. Родители не учат ребенка самообладанию, умению справляться с отрицательными эмоциями другими способами. Ребенок впоследствии считает, что ничего нет зазорного в том, что он поднимает руку или оскорбляет более слабого. Для душевного равновесия и правильного поведения ребенку нужны четкие рамки. Если что-то произошло, выслушайте ребенка и постарайтесь

его понять. Необязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое вы оказали, он ощутит себя полноправным участником событий. Ребенок охотнее подчиняется правилам, если сам участвовал в их установке. Предоставляйте ему право выбора. Как же быть, если вы чувствуете, что хотите ударить ребенка или накричать на него? Отвлекитесь на короткое время, пойдите в другую комнату. Объясните ребенку свои действия, расскажите о своих чувствах, которые испытали. Попробуйте расслабиться – посчитайте до десяти, подержите руки под краном с водой, умойте лицо.

Только в спокойном состоянии нужно выяснять, чего вы хотите от ребенка, и поступить справедливо. Старайтесь как можно больше обсуждать свои проблемы с членами семьи, с родственниками. Даже если вы не решите их, то дети усвоят вашу манеру поведения – обсуждать, искать утешения у других. Если вы обидели ребенка – искренне попросите у него прощения, это научит поступать также, если он тоже кого-то обидит. Ведь признавать свои ошибки может только сильная личность.

Если вы чувствуете, что не можете мириться с создавшимся положением: дети вас не слушаются, ваши действия вызывают у них обиду, вы агрессивны физически и словесно, вы чувствуете, что предпочитаете одного из детей, - это не говорит о том, что вы плохой отец или мать. Обратитесь за помощью к психологу. Практически в каждом учреждении образования работает социально-педагогическая и психологическая служба. Можно обратиться и в Сморгонский СПЦ. Если вы чувствуете, что нуждаетесь в поддержке, но при этом желаете сохранить анонимность, то всегда можете позвонить на телефон доверия.

«Телефон доверия» Сморгонского СПЦ 4-83-38 (по рабочим дням).

«Телефон доверия» для жителей Гродненской области 170 (круглосуточно).

Лариса ТАТАРИНОВА,

директор СПЦ.