Вопрос трудоустройства граждан, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, остаётся актуальным и вызывает немало вопросов у нанимателей. Если человека уволили по таким основаниям, может ли он устроиться на руководящую должность? Что говорит законодательство?
Мы обратились за разъяснением к начальнику отдела организационно-кадровой работы Сморгонского райисполкома Людмиле Малиновской.
— Людмила Леонидовна, какими нормативными документами регулируется порядок найма работников на руководящие должности, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам?
— Порядок найма таких работников регулируется Декретом Президента Республики Беларусь №5 от 15 декабря 2014 года «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Реализация его положений является важным элементом кадровой политики государства. Документ направлен на повышение ответственности и профессионализма управленческих кадров. Декрет предусматривает обязательное согласование назначения на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, с государственными органами или организациями, определёнными законодательством. Например, в нашем районе – с председателем райисполкома. Обращаю внимание, что запрет и ограничение на назначение относится не только к приёму на работу, в том числе по совместительству, но и к случаям перевода работника на другую работу в период трудовых отношений.
— Давайте разъясним, что относится к основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения?
— Понятие «дискредитирующие обстоятельства» также чётко прописано в Декрете Президента Республики Беларусь №5. Трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по следующим основаниям: совершение прогула без уважительной причины; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; совершение по месту работы хищения имущества нанимателя; нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников; неоднократное представление в уполномоченные органы неполных или недостоверных сведений; совершение работником аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы; нарушение сроков выплаты заработной платы, пособий; разглашение коммерческой тайны; утрата доверия со стороны нанимателя по иным основаниям, предусмотренным законодательством и многое другое. Это те случаи, когда поведение работника не просто нарушает трудовую дисциплину, а ставит под сомнение его профессиональную надёжность и деловую репутацию.
— В чём заключается процедура согласования и как она проводится на практике?
— Порядок согласования на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение 5 лет после такого увольнения определен Положением о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2015 года №68. Механизм согласования разработан с целью предотвращения повторного трудоустройства недобросовестных работников на должности, связанные с управлением и принятием решений. Анализ обстоятельств увольнения, проводимый в рамках процедуры согласования, позволяет оценить риски и потенциальные негативные последствия для организации. Процедура согласования включает сбор необходимой информации о кандидате, изучение материалов, связанных с его увольнением, при необходимости проведение собеседования. Решение о согласовании принимается на основе всестороннего анализа предоставленных данных и с учетом интересов организации.
— То есть человек, уволенный по дискредитирующим основаниям, всё же имеет шанс быть принятым на руководящую должность по новому месту работы?
— Декрет №5 не является абсолютным запретом на трудоустройство лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам. В каждом конкретном случае принимается взвешенное решение, учитывающее характер совершенных нарушений, период времени, прошедший с момента увольнения, а также личные качества и профессиональные навыки кандидата.
— Что будет, если работодатель проигнорирует процедуру согласования?
— Нарушение установленного Декретом №5 порядка приема на работу, назначения (перевода) на руководящую должность лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, без согласования с председателем Сморгонского райисполкома признается грубым нарушением трудовых обязанностей уполномоченным должностным лицом нанимателя, что является основанием для привлечения такого лица к дисциплинарной ответственности. Согласно пункту 10 Декрета №5 назначение лица на должность с нарушением требований является основанием для увольнения этого лица в связи с нарушением установленных правил приёма на работу.
— Каковы основные цели и результаты применения Декрета №5 в кадровой политике?
— Главная задача — не запрет, а обеспечение надёжности управленческих кадров. Эффективное применение положений Декрета №5 способствует укреплению законности и дисциплины в трудовых коллективах, повышению доверия к управленческим кадрам и созданию благоприятных условий для устойчивого развития экономики страны.
Работодателям не стоит скрывать факты приёма на работу лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам. Лучше потратить время на проверку и согласование, чем потом разбираться с последствиями.
Лариса ТАТАРИНОВА
Фото автора