Надежда Ермакова: Моя домашняя бухгалтерия ведётся в системе интернет-банкинга

Экономика
07.10.2016
1265
Еще относительно недавно казалось немыслимым совершать платежи, не выходя из дома. При сегодняшнем уровне проникновения высоких технологий в нашу жизнь ходит лично платить в банк только очень консервативный человек, беспредельно преданный сложившимся привычкам. И это в то время как банки предлагают отличную возможность все операции совершать дистанционно. Для этого достаточно...
ermakovaЕще относительно недавно казалось немыслимым совершать платежи, не выходя из дома. При сегодняшнем уровне проникновения высоких технологий в нашу жизнь ходит лично платить в банк только очень консервативный человек, беспредельно преданный сложившимся привычкам. И это в то время как банки предлагают отличную возможность все операции совершать дистанционно. Для этого достаточно подключить интернет-банкинг.

О возможностях этой системы и особенностях развития дистанционного банковского обслуживания ОАО «АСБ Беларусбанк» мы побеседовали с Надеждой Ермаковой. С 1996 по 2011 годы она возглавляла старейший банк страны.

- Надежда Андреевна, Вы руководили банком, когда в бизнес-процессах осуществлялся технологический прорыв. Как все начиналось?

- Шел 2007-й год. В западных банках уже активно действовали системы дистанционного обслуживания. Сначала это была лишь услуга, которая позволяла вкладчикам проверять свои счета, подключаясь к компьютеру банка через телефон, дальше, по мере развития интернета и интернет-технологий, банки начинают вводить системы, которые позволяли вкладчикам получать информацию о своих счетах через интернет.

Мы отчетливо понимали, что быстрый рост научно-технического прогресса, новые информационные технологии оказывают существенное влияние и на общую оценку привлекательности банка. К этому времени формировался конкурентный финансовый рынок, пришли западные банки, коммерческие структуры оперативно реагировали на вызовы времени. Мы не могли, не имели права быть в аутсайдерах, отставать от времени. Все понимали, что именно эффективные технологические процессы позволят не только увеличить скорость обработки документов и ведения кассовых операций, но и расширить клиентуру. Когда все решается более оперативно, это удобно клиенту, это выгодно банку. Как бы сокращается дистанция между производителем и потребителем банковских услуг. И тогда было принято решение активизировать работу в направлении IT. Так началась история интернет-банкинга в «Беларусбанке». Не скажу, что все было просто и однозначно. Наши клиенты, которые привыкли приходить в отделения, с некоторой осторожностью и даже подозрением относились к нововведениям. А как же квитанция с печатью? К виртуальным процессам проведения платежей адаптировались не все и не сразу. Да и программное обеспечение порой не выдерживало критики. Но все получилось. И сегодня, оценивая итоги, можно сказать, что банк прошел этот путь достаточно быстро.

- В настоящее время в странах Западной Европы и Америки услугами интернет-банкинга пользуются более 50% всего взрослого населения, а в ряде стран эта цифра достигает 90%. Как обстоят дела у нас?

- Прежде всего надо вспомнить, что первые платежные карточки у нас появились в 1996 году. Это сегодня «пластик» – дело привычное, а ведь прошло всего 2 десятилетия. Можно сказать, что скорость развития информационных технологий вполне удовлетворительная. И сегодня у нас банковские продукты – кредиты, депозиты, облигации все можно получать через интернет. Другой вопрос, что есть определенная сила инерции, не всегда и не всеми решительно принимаются новинки. Но это вопрос времени и,отчасти, характера белорусов. Что касается статистики, то, насколько мне известно, в «Беларусбанке» насчитывается 1миллион 110 тысяч пользователей интернет-банкинга.

- Некоторые сетуют, что именно представители старшего поколения не хотят пользоваться дистанционными способами оплаты. Насколько это соответствует действительности?

- Да, старшему поколению, возраста 60+ уже сложно освоить информационные технологии, но возможно. А люди более молодые активно пользуются как мобильным банкингом, так и интернет-банкингом.

У нашего поколения, которое сейчас выходит на пенсию, отношение к интернет-банкингу особое, ведь мы внедряли этот ставший сегодня таким привычным, банковский продукт.
Моя домашняя бухгалтерия ведется в системе интернет-банкинга. Все необходимые платежи, в том числе членские взносы в Белорусский союз женщин, денежные переводы родственникам.

- Если говорить более конкретно про современные подходы банковских процессов, что можно сказать в пользу выгоды интернет-банкинга для клиента и для банка?

- Использование системы интернет-банкинга дает ряд видимых преимуществ. В первую очередь, это экономия времени для всех. Согласитесь, возможность пользоваться услугами банка круглосуточно, как говорится, по формуле 24/7 для людей, которые ценят время, дорогого стоит. Ведь находясь в любой точке мира, можно практически моментально провести операции. Главное, чтобы был компьютер под рукой и доступ в интернет.

Во-вторых, несравнимые удобства: клиент, не выходя из дома, получает весь спектр услуг. В банк, стало быть, ходить не надо. Данная система также незаменима для отслеживания операций с платежными карточками. Любое списание средств с карт-счета оперативно отображается в твоем мобильном телефоне в выписках, которые формируются посредством интернет-банкинга, что позволяет дополнительно контролировать расходы.

Банку тоже гораздо проще, поскольку сокращаются расходы на содержание инкассации, кассиров, рабочих площадей.

До минимума снижаются издержки, связанные с проведением операций, повышается скорость окупаемости и общая эффективность.

Но есть большой минус в возможностях человеческого общения, когда можно было поговорить и с работником банка, и с рядом стоящим в очереди в отделении человеком. Но этот минус имеет место не только в банковском обслуживании, а практически во всех областях нашей жизни.

- И еще один аргумент, который затормаживает развитие интернет-банкинга,– безопасность. Насколько защищена система от злоумышленников и хакеров?

- Вероятность несанкционированного доступа, взлома, внешней атаки на систему интернет-банкинга существует. В целях ее снижения банками предъявляются высокие требования к программному обеспечению, к уровню защиты. Система использует многоступенчатую аутентификацию клиента, различные механизмы шифрования передачи данных. Уровень надежности современных систем интернет-банкинга как минимум сопоставим с платежной карточкой или использованием банкоматов и инфокиосков.

В любом случае для того, чтобы снизить риск мошеннических действий, мы сами должны соблюдать определенные правила безопасности. Компьютер должен быть с действующим антивирусным программным обеспечением. Операции проводить желательно дома, а не в интернет-кафе. Конечно же, не записывать пароли доступа на карточке и не передавать их через электронную почту. Если же вам придет предложение прислать ваш пароль, то это пишут мошенники. Банк этого делать не станет. И вообще, надо внимательно соблюдать правила пользования интернет-банкингом.

Уверена, что у интернет-банкинга отличные перспективы. Однозначно, он будет и дальше развиваться. Это, как сейчас модно говорить, ответ на вызовы времени, и мы должны идти в ногу со временем, а то и быть на шаг впереди.

С помощью интернет-банкинга можно осуществлять практически любые банковские операции:

  • платежи в пользу поставщиков услуг (коммунальные услуги, связь, электроэнергия и пр.);

  • открытие, пополнение или досрочное погашение депозитных счетов, погашение кредитов;

  • просмотр остатков средств на счетах,

  • просмотр истории пополнения и выписки по открытым в системе депозитным счетам;

  • просмотр истории платежей по видам услуг, осуществленных в системе;

  • просмотр информации по расходным и приходным операциям, производимым с использованием реквизитов карты;

  • перевод денежных средств;

  • оплата билетов Белорусской железной дороги;

  • покупка памятных монет Национального банка Республики Беларусь;

  • оплата услуг Национальной библиотеки Республики Беларусь и Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа НАН и др.

  • оплата товаров в интернет-магазинах.


Для того, чтобы подключиться к системе интернет-банкинг, необходимо иметь действующую платежную карту «Беларусбанка». При обращении в отделение необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт или вид на жительство), подписать анкету-заявление на банковское обслуживание с использованием системы интернет-банкинг, получить имя пользователя (login), пароль (password) и специальную карту кодов, которую необходимо активировать в инфокиоске. Все это вам поможет сделать консультант любого отделения банка.


Подать заявку на регистрацию в системе интернет-банкинг ОАО «АСБ Беларусбанк» можно и на web-сайте банка по адресу ibank.asb.by/wps/portal/ibank/ib_reg. Система сама пошагово подскажет, что необходимо сделать: как заполнить анкету-заявление, получить логин и пароль, оплатить оказание услуг. Карта кодов будет доставлена по территории Республики Беларусь «на дом» сотрудником РУП «Белпочта» в течение 10 рабочих дней.