Водитель автомобиля

Происшествия
06.11.2015 10:56
7028
Учитывая многочисленные нарушения законодательства о труде, выявляемые Департаментом государственной инспекции труда в отношении водителей автомобилей, в целях их недопущения, сообщаем, что трудовые отношения с названной категорией работников имеют некоторые особенности.


Говоря о наименовании профессии работника, управляющего автотранспортным средством, напомним, что при приеме на работу в трудовом договоре, трудовой книжке, приказе о...
Учитывая многочисленные нарушения законодательства о труде, выявляемые Департаментом государственной инспекции труда в отношении водителей автомобилей, в целях их недопущения, сообщаем, что трудовые отношения с названной категорией работников имеют некоторые особенности.


Говоря о наименовании профессии работника, управляющего автотранспортным средством, напомним, что при приеме на работу в трудовом договоре, трудовой книжке, приказе о приеме на работу в силу требований ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) необходимо правильно указать профессию – «водитель автомобиля» (зачастую наниматели указывают «водитель»).

До заключения трудового договора с водителем автомобиля нанимателю в силу требований п. 9 Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28.04.2010 №47, не смотря на наличие медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению механическими транспортными средствами, следует выдать направление на предварительный медицинский осмотр с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса (по результатам аттестации рабочего места водителя автомобиля по условиям труда).

Напоминаем, что с 01.01.2015 г. в связи с введением в действие постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.10.2014 №94 «О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» по профессии «водитель автомобиля» в соответствии со статьей 61 ТК произведена тарификация работ по разрядам (4 - 7 разряды) с сохранением присвоенных ранее классов, в связи с чем наниматели должны были в установленном порядке провести перетарификацию с установлением каждому водителю автомобиля соответствующего разряда в зависимости от управляемого им типа и категории механического транспортного средства (перетарификация производится без вызова работников на заседание квалификационной комиссии).

В дальнейшем присвоение разрядов и классов производится нанимателем в порядке, определяемом коллективными договорами, соглашением в соответствии с законодательством через соответствующую квалификационную комиссию.

Запись о присвоении нанимателем водителю автомобиля разряда, класса вносится в трудовую книжку работника (п. 9 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 16.06.2014 №40).

На основании части 11 ст. 23 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 №313-З «О дорожном движении» (далее – Закон) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими, проводятся предрейсовые и иные медицинские обследования водителей механических транспортных средств.

Согласно части второй ст. 34 Закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Порядок проведения названного контроля состояния водителей автомобиля установлен Инструкцией о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утв. постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 09.07.2013 №25/28 (далее – Инструкция).

Согласно п. 2 Инструкции, приборный контроль опьянения проводится работником, назначенным руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, вне зависимости от его квалификации с использованием приборов, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Зачастую при проводимых в организациях проверках государственными инспекторами труда устанавливается, что водители автомобиля в течение их рабочего времени привлекаются нанимателем к шиномонтажным, ремонтным, иным работам, что является нарушением законодательства о труде и об охране труда, если у водителя автомобиля отсутствует соответствующая смежная профессия (документ об обучении, подтверждающий наличие права на ее выполнение).

Обращаем внимание, что тарифно-квалификационная характеристика работ водителя автомобиля (параграф 1а выпуска 52 ЕТКС с учетом изменений, вступивших в силу с 01.01.2015) включает только устранение возникших во время работы на маршруте движения мелких технических неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов.

Согласно части 7 п. 8 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 02.02.2012 №2, рабочие, непосредственно занятые управлением и обслуживанием транспортных средств (водители), по условиям выполняемой работы должны владеть слесарным делом (иметь смежную профессию) в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих в процессе работы транспортных средств, и принимать участие в их ремонте.

Рабочее время и время отдыха водителей автомобиля (за исключением водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках) регулируется Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утв. постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 25.11.2010 №82 (далее – Положение), которое распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей независимо от формы собственности.

Согласно п. 4 Положения, для всех водителей автомобилей нанимателем составляются графики работ (сменности) ежемесячно на каждый рабочий день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей автомобилей не позднее чем за один месяц до их введения. Графиками работ (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

С целью исключения выявляемых нарушений по оплате труда водителей автомобиля разъясняем, что, согласно п. 9 Положения, рабочее время водителя автомобиля, подлежащее оплате, состоит из следующих периодов: подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 мин.; времени проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью 5 мин; времени управления автомобилем; времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс 2 водителей автомобиля; времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; времени простоев не по вине водителя автомобиля; времени специальных перерывов, предусмотренных графиком работ (сменности) для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута; времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; времени охраны груза и автомобиля во время стоянки на промежуточных и конечных пунктах маршрута при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем автомобиля. Продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей автомобиля, а также продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемых водителю автомобиля в рабочее время, устанавливается нанимателем (по согласованию с профсоюзом).

Сообщаем, что именно не оплата субъектами хозяйствования водителям автомобиля 20 минут подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии и 5 минут времени медосмотра является одним из наиболее распространенных нарушений законодательства о труде в отношении данной категории лиц, выявляемых в ходе проверок Департаментом государственной инспекции труда. Виновными должностными лицами в данном нарушении законодательства о труде, как правило, являются непосредственные руководители, ведущие в табелях учета рабочего времени фактически отработанное водителями автомобиля время и не отразившие в них в нарушение требований ст. 133 ТК, помимо времени нахождения на линии, названные выше составные части рабочего времени.

Особое внимание обращаем на то, что продолжительность смены водителя автомобиля не может превышать 12 часов, а при суммированном  учете рабочего времени (водителям автомобилей устанавливается, как правило, суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода в один месяц) продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля может устанавливаться не более 10 часов, а в отдельных случаях (водителям автомобилей, работающим на городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, при осуществлении междугородной перевозки, когда водителю автомобиля необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха) – не более 12 часов, но не более 2 календарных дней подряд.

Работникам кадровых служб, руководителям организаций напоминаем, что во исполнение установленных частью 5 ст. 174 ТК требований отзыв из отпуска водителя автомобиля, имеющего право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не допускается.

Согласно части 4 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику, на виновное должностное лицо налагается штраф в размере от 2 до 20 базовых величин.

Светлана ШАТОХИНА,


главный государственный инспектор труда Сморгонского межрайонного отдела Гродненского областного управления 


Департамента государственной инспекции труда.


Оставить комментарий
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений