Эхо войны

 

Эхо войны

Общество
17.05.2024
528

Раиса РОМАНОВИЧ родом из Гомельской области. Но, несмотря на свой преклонный возраст, а женщине 94 года, помнит Раиса Федоровна и события Великой Отечественной войны.

photo_2024-05-17_08-09-10 — копия.jpg

– Когда началась война, я находилась в пионерском лагере в городе Щорс. Это был лагерь для железнодорожников со всей Беларуси, – рассказала Раиса Романович. – Нас начали распределять, привезли в Гомель. В железнодорожной столовой покормили и дали по пакету печенья.

Всю ночь немцы бомбили железную дорогу, а утром нас привезли домой, в Калинковичи. Уже были захвачены Гомель и Минск. Наш дом находился недалеко от железнодорожного узла, который сильно бомбили немцы. Чтобы спрятаться от бомбежки, мы пошли к знакомым в деревню, но вернулись обратно, так как туда пришли немцы.

Раиса Фёдоровна помнит, как немцы выдавали по карточкам хлеб. Но выдача хлеба прекратилась, когда начали активно действовать партизаны.

– Немцы ездили по деревням, сжигали их и убивали население – говорит женщина. – Много евреев расстреляли фашисты. Очевидцем этих зверств была и мама. Однажды она с соседкой случайно оказались в лесу около оврага, где на край ставили людей, а потом стреляли в них. Видела мама, как один немец вырвал из рук женщины ребёнка до года, подбросил вверх, а второй немец выстрелил в него.

Со слезами на глазах Раиса Романович вспоминает: «Недалеко от нас жила семья: мама еврейка, папа белорус и трое детей. Отец их смог эвакуироваться, а мама с детьми не успела. Зимой, когда замёрзла Припять, немцы прорубили прорубь и всех их там утопили».

– 1942 год. Кушать было нечего. В большом чугуне варили батву с сывороткой, которую давала соседка. Все смешивали и ели. Мама меняла вещи на зерно, которое потом в жёрнах мололи, а ячмень толкли в ступе. Так и выживали. 

Немцы жили в центре города, а мы на окраинах. Однажды в дом ворвался немец, схватил отца и повел к гестапо. Там была огороженная колючей проволокой площадка, стояли пулемёты. Всех мужчин туда согнали. Позже отца отпустили. Среди ночи эти пулемёты начинали стрелять по домам, где жило мирное население. Поэтому спать ложились на пол, а к стенам ставили подушки, на тот случай, если пуля и попадёт, то она застрянет в ней.

Помнит Раиса Фёдоровна, как гуляя на улице, прятались от «душегубки» (грузовая машина, оббитая жестью и покрашена в темно-зеленый цвет). В нее загоняли людей, закрывали дверь. В герметический кузов поступал угарный газ от работающего двигателя автомобиля. Ездила по городу «душегубка» на маленькой скорости, а из нее были слышны крики людей. Когда они прекращались, машина останавливалась, а тела выбрасывали в ямы.

– Во время войны мы пережили очень многое. Всего не передать, – говорит Раиса Фёдоровна. – Прошу лишь об одном, чтобы молодое поколение подумало о том, что было и что может быть, если не научиться ценить всё то, что имеем, цените мир.

Наталья РЫЛЁВА

Фото автора

Статьи по теме: