Законом расширены полномочия прокуроров

 

Законом расширены полномочия прокуроров

Общество
18.04.2024
1431

С 01.01.2024 г. вступили в силу изменения законодательных актов, касающиеся органов прокуратуры. 03.01.2024 был принят Закон №336-З «Об изменении законов по вопросам деятельности органов прокуратуры». Главные вехи этого Закона предусматривают совершенствование порядка приема на государственную гражданскую службу в органы прокуратуры и ее прохождения прокурорскими работниками; уточнение компетенции Генерального прокурора, руководителей органов прокуратуры и иных прокурорских работников; особенности пенсионного обеспечения прокурорских работников.

micvyca1id52m8nn0ffafnqykjgjlmz1.jpg

Также изменилось само понимание того, кого считать прокурорским работником. Оно стало более общим. Прокурорский работник (прокурор) - это действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, советники, старшие помощники, старшие помощники заместителей Генерального прокурора, прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры, их заместители, помощники по особым поручениям, старшие помощники и помощники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры по особым поручениям, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры.

Закон №336 предусматривает укрепление независимости органов прокуратуры. В ст. 8 Закона о прокуратуре добавляется новое положение: прокурорские работники не обязаны давать какие-либо объяснения по существу осуществления своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

В законе скорректированы положения, которые предусматривают обязательность исполнения требований прокурора. Так, требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Указанные требования должны быть исполнены в срок, установленный законодательством либо прокурором, если законодательством такой срок не установлен. При этом информация, истребуемая прокурором, представляется безвозмездно.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет дополнительное право использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов; проверять законность применения к лицу, в отношении которого ведется административный процесс, административного задержания, иных мер обеспечения административного процесса, а также наложения на него административного взыскания.

Кроме этого, прокурор в настоящее время может давать органу, ведущему административный процесс, письменные указания по делу об административном правонарушении (а не просто проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий). Иначе говоря, добавлено право вмешиваться в административный процесс еще на его начальной стадии, проверять законность как задержания, так и применения других мер обеспечения процесса, а также наложения взыскания.

Законом предусмотрено, что прокуроры вправе реагировать, выносить протест не только на незаконные действия и решения, но и на бездействие должностных лиц республиканских и местных органов управления, организаций и ИП. Срок сообщения прокурору об исполнении предписания – не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления (объявления).

Полностью изменена гл. 7 Закона о прокуратуре, которая касается прокурорского надзора в области судебных постановлений. Предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений является соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по гражданским, экономическим и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.

Глава 8 Закона о прокуратуре дополнена нормами о прокурорском надзоре за соблюдением законодательства при принудительном исполнении исполнительных документов. Предметом надзора за соблюдением законодательства при принудительном исполнении исполнительных документов являются соблюдение законодательства органами принудительного исполнения, участниками исполнительного производства, соответствие законодательству правовых актов, решений, действий (бездействия) должностных лиц, госорганов и иных организаций.

Изменения коснулись и актов прокурорского надзора. В новой редакции изложена статья, касающаяся протеста, как акта реагирования.

Олеся ЛЕВШУНОВА, старший помощник

прокурора Сморгонского района, юрист 2 класса

Фото из архива газеты

 

Статьи по теме: