Когда нужна помощь логопеда педагогам?

 

Когда нужна помощь логопеда педагогам?

Общество
04.04.2022
503
Главным рабочим инструментом учителя является голос. Постоянные голосовые нагрузки вызывают избыточное напряжение всей голосообразующей системы и влияют на профессиональную деятельность человека. Работа учителя требует звучного голоса достаточной его силы и интонационной выразительности для достижения большей убедительности. Смысл высказывания определяется интонацией, составляющими которой в значительной степени являются акустические характеристики голоса.

Дыхательная гимнастика.JPG

Дыхательная гимнастика.

Нарушения голоса разной степени влекут за собой снижение творческой активности, ограничение трудоспособности, а иногда и утрату профессиональной пригодности. Частой причиной нарушения голоса у педагогов является его перенапряжение на фоне небольшой простуды или эмоциональной перегрузки. Многие учителя уже сталкивались с таким понятием как фонастения. Это функциональное расстройство голоса без заметных, видимых объективных изменений в голосовом аппарате.

Как же может логопед помочь коллегам с таким нарушением? Нормализация голоса при фонастении начинается с коррекции дыхания. Ее задача установление правильного (костно-абдоминального) типа дыхания и устранение дискоординации между дыханием и фонацией. Комплекс упражнений составляется индивидуально с учетом выявленных ошибок фонационного дыхания. Для этих целей рекомендуется статистические, динамические, фонационные дыхательные упражнения. Сочетание фонационных упражнений с лечебной гимнастикой способствует развитию дыхания и косвенно совершенствует дыхательную мускулатуру. Выбор речевого материала зависит от индивидуальных особенностей и подбирается в соответствии с задачами обучения. Дыхательную гимнастику необходимо повторять два раза в день с последующим добавлением упражнений, способствующих активизации мускулатуры шеи. Например, одно из упражнений: исходное положение – руки в замок на затылке; отклонение головы назад с сопротивлением рук. В основном стимуляцию фонации начинают с произнесения звука «м». Главная цель этого упражнения – добиться  легкого и естественного «мычания». После того как обучающийся научился легко фонировать звук «м», присоединяем к нему гласные звуки. Затем навык правильного голосоведения закрепляют в словах, далее необходимо закрепить навык во фразовой речи. Во время занятий необходимо контролировать правильный вдох через нос, а тренировку выдоха лучше проводить на коротких пословицах. Отрабатывая сложные пословицы и скороговорки, необходимо произнести первую часть, сделать паузу  и добрать воздух для завершения высказывания. Далее в работу включаем рифмизированную стихотворную речь, прозаичные тексты, диалог.

Упражнения с логопедом.JPG

Упражнения с логопедом.

Каждому учителю необходимо знать и применять правила гигиены голоса, которые включают в себя: соблюдение голосового режима, соблюдение режима труда, отдыха и питания, создание и поддержание адекватных условий труда, прежде всего связанных с соблюдением санитарно-гигиенических требований. Для педагогов важно, чтобы их рабочее место было теплым, чистым, хорошо проветриваемым. Отрицательное влияние на голос оказывает плохая дисциплина в классе, зашумленность помещений. Педагогу важно помнить о профилактике и своевременном лечении простудных заболеваний, особенно «малых простуд».

Надежда Жук, 

учитель-дефектолог СШ №2.