Плата за верность Родине – жизнь

 

Плата за верность Родине – жизнь

Общество
21.02.2020
3264
1944 год. Тюрьма Лукишки в Вильнюсе. Советские военные освободили пленных, которых фашисты держали в этом месте до определения дальнейшей судьбы.

Многих казнили здесь же. Некоторых перевозили в концлагеря. Красноармейцы шли по длинным коридорам и заглядывали в камеры, проверяя, не остались ли заключенные. Бурая надпись на стене заставила остановиться: «Сегодня меня поведут на виселицу. Я не выдал товарищей по борьбе. За дело трудящихся, за Красную Звезду, за Советскую власть отдаю свою жизнь. Житель деревни Вётхово Залесского сельсовета П. Сапач». Чем мог написать эти слова заключенный? Кровью.

Прокоп Сапач не впервые был в Лукишках. Еще при Польше сидел там в тюрьме за провоз и распространение коммунистических листовок.

Когда немцы пришли в Залесье, Прокопа Иосифовича сразу арестовали и избили. Не довести избиение до смерти пленника помогло только ходатайство односельчанина Августа Михневича, немца по национальности. Кто знает, уверял ли Август захватчиков в полной благонадежности Прокопа Сапача, взывал ли он к жалости к отцу десятерых детей, но пленника отпустили и даже недальновидно трудоустроили в лесничество. Недальновидно – потому что тот получил возможность свободно перемещаться даже в комендантский час и активно этим пользовался. Когда на участке железной дороги Залесье – Белое взорвался немецкий эшелон, фашисты сразу определили виновного. Дом Прокопа Иосифовича окружили, обыскали, а хозяина отправили в тюрьму.

После смерти отца сын подпольщика Владимир собрал новую группу. Известны имена людей, вошедших в нее: Эдуард и Мария Хамецкие, Антон Романович и Нина, сестра Марии Хамецкой. В основном они занимались тем, что освобождали пленных из лагеря в Залесье и переправляли их в партизанский отряд.

Эта группа просуществовала до 1944 года, затем ее выследили фашисты. Владимир и Эдуард погибли, Антону удалось скрыться, скорее всего, погибла и Нина, но тело ее не нашли и судьба девушки осталась неизвестной.

А вот Мария спаслась. Она передвигалась на костылях и мало походила на подпольщицу, поэтому фашисты ее отпустили. Достаточно известно в Сморгони еще одно имя – Владимир Ручица. Политрук Красной Армии смог выбраться из окружения и спастись в доме родителей жены в деревне Ходаки. Бездействовал он недолго, создал подпольную группу, в которую вошли жена Юлия, сестра жены Нина, житель Ходаков Андрей Тикото, бывшие военнопленные Мартин Мыслин и Алексей Тараканов, жители деревни Шутовичи Иван и Анна Малевские, Владимир Жабинский. Даже двух лет не просуществовала группа, но на ее счету десятки спасенных жизней военнопленных и окруженцев, которых переправляли в партизанский отряд, собранные ценные сведения о немецких воинских подразделениях и советских предателях, которые перешли на сторону врага, листовки, в которых рассказывалось о положении дел на фронте, размещались призывы к населению присоединяться к борьбе с фашизмом.

Группу Ручицы по наводке предателя «взяли» в августе 1943 года. Подпольщиков арестовали и пытали в тех самых Лукишках, где и Прокопа Сапача. Тех, кто выжил, в том числе Владимир и Юлия, перевезли в концлагерь Штутгоф. Юлия выжила и после освобождения смогла вернуться к двум маленьким дочерям в Ходаки. А вот Владимир был сожжен в крематории Штутгофа за полгода до Великой Победы.

Виолетта ВОЙТКО.