Две страсти музыканта

 

Две страсти музыканта

Культура
28.10.2019
2401
Когда Игорь Оловников садится за музыкальный инструмент – все вокруг замирает… Позже в интервью Игорь Владимирович признается: «Аудитория не является критерием моей творческой планки. Неважно, кто сидит в зале. Композитор – там! (Показал пальцем в вверх – авт.). Я ответственен перед Ним».

IMG_4883.JPG

Эстрада развлекает, классика воспитывает

Мы беседовали с Игорем Оловниковым после его выступления в Сморгонской школе искусств имени М. К. Огинского. Иоган Себастьян Бах, Фредерик Шопен, Михал Клеофас Огинский, Наполеон Орда… Для детского восприятия произведения этих композиторов доступны. Мой собеседник уверен: чем раньше дети начнут слушать академическую музыку, тем лучше. В отличие от эстрадной, которая только развлекает, классика воспитывает.

IMG_4890.JPG

«Мне не единожды признавались взрослые, состоявшиеся музыканты, что музыкальную стезю они выбирали после того, как в детстве побывали на моих концертах», - улыбается Игорь Владимирович.

 Народный артист Республики Беларуси, лауреат государственной премии, почетный академик Международной академии наук «Евразия», вице-президент Белорусской ассоциации педагогов-пианистов, профессор консерватории по классу фортепиано и органа, солист республиканской филармонии, также играет на клавесине. Создает собственные фортепианные и органные обработки музыки различных эпох и жанров, редактирует сборники белорусской фортепианной музыки. Известен не только в Беларуси, но и России, Украине, Германии, Испании, Великобритании, Японии, Китае.

Игорь Владимирович - потомственный музыкант. Его отец Владимир Оловников тоже народный артист Республики Беларусь, известный композитор, автор мелодий «Радзіма мая дарагая», «Песня о Минске» и других.  Мама – певица и педагог.

«Я практически жил в музыкальном пространстве, - вспоминает Игорь Владимирович. -  Прихожу домой – папа играет, сочиняет музыку, мама распевается перед концертами. «Кем быть?» - этот вопрос даже не стоял передо мной. Меня отдали в средне-специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории. В семь лет. А до этого я год занимался на фортепиано с педагогом. Вскоре стал маме аккомпанировать. С 12 лет даже на концертах.

Но я не был прилежным учеником в школе. Меня заставляли играть. Заниматься музыкой мне было скучно и  неинтересно. И теперь я убежден: если ребенка не принуждать к занятиям, он не будет заниматься. Надо понукать!».

Творчество – во всем

Интерес к музыке у Игоря появился позже. Лет в шестнадцать. Когда он стал готовиться к конкурсам. А потом он поступил в Московскую консерваторию. И это при том, что ректором Минской консерватории был его отец. Ни минская, ни киевская, никакая другая на постсоветском пространстве (хотя везде работали прекрасные педагоги), по мнению моего собеседника, не могла сравниться с московской – это был бренд. А что касается отца, то он никогда не стремился проталкивать своего Игоря. Он был очень принципиальным человеком. Не хотел, чтобы даже кто-то намекнул о том, что он по-особому благоволит к сыну.

В Московской консерватории Игорь Оловников познакомился со своей будущей женой. Так родилась еще одна музыкальная семья. «Любовь, лишенная духовности, не может долго оставаться связующей силой, потому что она преходяща. Общность людей сильнее выражена в другой сфере – духовной, прежде всего. Это одинаковые устремления и ценности, взгляды на жизнь и профессию», - а это уже секрет семейной жизни артиста.

Среди учеников Игоря Оловникова - лауреаты и дипломаты международных конкурсов. Но «своей» он называет работу филармоническую. Концерты, поездки, встречи со слушателями – его жизнь. И вот такие небольшие залы, как в Сморгони, маленькие, но очень внимательные зрители – то, что очень греет душу артиста.

IMG_4896.JPG

В конце беседы пианист признался, что, кроме музыки, у него есть еще одна страсть - заниматься техникой и электроникой. Она перешла от дедушки по маминой линии, который работал наладчиком часов. Он делал мебель, замки, рисовал картины маслом, ремонтировал музыкальные инструменты, часы, телевизоры, автомобиль мог разобрать и собрать, даже дом сам построил.

«Кажется, между музыкой и моим увлечением электроникой нет ничего общего, - рассуждает Игорь Оловников. - Но когда я делаю транскрипции и когда сижу с паяльников над схемами, чувствую что-то очень схожее. И там, и там есть творчество». 

На концерте прозвучали сочинения Владимира ОЛОВНИКОВА из оратории «Партизанские песни». Концертную транскрипцию для фортепиано в четыре руки Игорь ОЛОВНИКОВ исполнил со своей ученицей – Владой ПОГУДА, студенткой 2 курса Белорусской государственной академии музыки.

IMG_4895.JPG

Галина АНТОНОВА.

Фото автора.