В законодательство Республики Беларусь по вопросам обеспечения пограничной безопасности внесены изменения

Государственный пограничный комитет
09.02.2019 08:09
167
1 января 2019 года Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь № 168-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения пограничной безопасности».

граница.jpgРяд изменений, внесенных им в Закон Республики Беларусь от 21.07.2008 № 419-З «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее – Закон), касаются правил пограничного режима, ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 23.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Следует отметить, что сотрудниками органов пограничной службы ежегодно выявляется значительное количество правонарушений указанной категории: в 2015 году – 4826, 2016 году – 3934, 2017 году – 2209, 2018 году – 2087.

Постепенное снижение их количества обусловлено эффективностью и результативностью проводимых профилактических мероприятий, уменьшением пределов пограничной зоны на отдельных участках приграничной территории Республики Беларусь, а также изменениями в законодательстве Республики Беларусь.

1 января 2017 вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», которым исключена необходимость приобретения квитанции об уплате государственной пошлины как основания для законного нахождения в пограничной зоне. Как следствие, положения части 1 статьи 37 Закона, обязывающей граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, которые достигли четырнадцатилетнего возраста, иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и квитанцию об уплате государственной пошлины, стали применяться в части, ему не противоречащей.

С учетом значительного количества изменений статья 37 Закона изложена в новой редакции. Ее анализ позволяет выделить следующие основные типичные нарушения порядка въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне и пограничной полосе, которые будут выявляться сотрудниками органов пограничной службы в ходе служебной деятельности и являться основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушения пограничного режима:

  • отсутствие у граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранец, если не указано иное), постоянно проживающих в Республике Беларусь, которые достигли четырнадцатилетнего возраста, необходимых документов на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне. Согласно части 1 статьи 37 Закона к ним относятся: документы, удостоверяющие личность, военный билет, водительское удостоверение, служебное удостоверение, выданное уполномоченным государственным органом (организацией), содержащее фотографию, позволяющую идентифицировать личность его владельца.
  • отсутствие у иностранца, постоянно проживающего за пределами Республики Беларусь, необходимых документов на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне. Это могут быть случаи, когда он находится без действительных документов для выезда за границу, либо без пропуска на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне, выдаваемого органами пограничной службы, либо когда оба указанных документа отсутствуют.
  • нарушение порядка следования иностранца, постоянно проживающего за пределами Республики Беларусь, транзитом через пограничную зону либо пограничную полосу. Требования к правилам транзитного проезда содержатся, соответственно, в частях 5 и 8 статьи 37 Закона. Основным нарушением, как представляется, будет являться несоблюдение такими иностранцами кратчайшего маршрута следования по автомобильным дорогам общего назначения, железным дорогам и водным путям (для пограничной зоны).
  • отсутствие у физических лиц необходимых документов на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной полосе. По общему правилу, изложенному в части 7 статьи 37 Закона, физические лица могут посещать пограничную полосу при одновременном наличии у них действительных документов для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, и пропусков, выдаваемых органами пограничной службы, на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной полосе. Отсутствие одного либо обоих указанных документов образует состав административного правонарушения, предусмотренный соответствующей частью статьи 23.30 КоАП.
  • несоблюдение установленных мест для въезда (входа), временного пребывания в пограничной полосе и выезда (выхода) из пограничной полосы, а также места и времени – в случае если пограничная полоса находится за рубежом инженерных сооружений и заграждений (часть 11 статьи 37 Закона). Информация о таких местах доводится физическим лицам при выдаче им соответствующих пропусков.
  • по смыслу части 12 статьи 37 Закона выданный пропуск позволяет физическому лицу находиться только в определенном участке пограничной зоны или пограничной полосы. Установленный факт неисполнения этой обязанности является основанием к началу административного процесса по соответствующей части статьи 23.30 КоАП.
  • частью 14 статьи 37 Закона установлены особые правила продажи проездных документов физическим лицам, которые следуют по маршрутам регулярного сообщения в населенные пункты, расположенные в пределах пограничной зоны или пограничной полосы, либо осуществляют транзитный проезд через пограничную зону или пограничную полосу по республиканским автомобильным дорогам. В случае реализации им проездных билетов при отсутствии необходимых документов на право въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне и пограничной полосе, в действиях юридического лица – автотранспортной компании, усматривается рассматриваемый состав административного правонарушения.
  • как и ранее действовавшая часть 10 статьи 37 Закона, часть 15 статьи 37 Закона в новой редакции содержит запреты, влекущие административную ответственность за нарушение пограничного режима, на посещение пограничной зоны и пограничной полосы физическими лицами в случаях, когда они:

- являются подозреваемыми (обвиняемыми) в совершении особо тяжкого, тяжкого преступления, умышленного менее тяжкого преступления, незаконном пересечении Государственной границы Республики Беларусь (далее – Государственная граница) либо нарушении срока запрета въезда в Республику Беларусь;

- осуждены за совершение указанных преступлений, до исполнения наказания или освобождения от наказания;

- привлечены к административной ответственности по статье 23.29 КоАП, а также повторно в течение одного года по статьям 23.30 либо 23.31 КоАП, – до окончания срока, по истечении которого физическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

Действия лиц, нарушивших порядок въезда (входа), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне и пограничной полосе, следует квалифицировать как нарушение соответствующей части статьи 37 Закона.

Помимо существенных изменений и дополнений в статью 37 Закон дополнен статьей 37-1, регламентирующей права и обязанности физических и юридических лиц, связанные с пребыванием в пограничной зоне и пограничной полосе. Отдельные из них были выделены из статьи 37 Закона, как, например, запрет на оставление в пределах пограничной зоны механического транспортного средства без уведомления ближайшего подразделения органов пограничной службы.

Следует отметить, что решение законодателя выделить в отдельную статью Закона права и обязанности лиц при нахождении в пограничной зоне и пограничной полосе не ново. С 23 июля 2015 года, когда вступила в силу предыдущая редакция Закона, аналогичные полномочия и ограничения были введены для лиц, пересекающих Государственную границу в пунктах пропуска (статья 43 Закона).

Как нарушение пограничного режима по части 4 статьи 37-1 Закона будут квалифицироваться следующие деяния, совершенные в пределах пограничной зоны и пограничной полосы:

  • ведение без разрешения уполномоченных должностных лиц органов пограничной службы фото- и видеосъемки пограничных нарядов, пограничных знаков, объектов инфраструктуры приграничной территории и Государственной границы, других объектов органов пограничной службы, фото- и видеосъемку территории сопредельного государства);
  • оставление денежных средств в документах, передаваемых для проверки. Поскольку указанное действие граничит с признаками преступления, предусмотренного статьей 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), речь об административной ответственности за нарушение пограничного режима следует вести при отсутствии в действиях лица вышеуказанного состава преступления;
  • препятствие исполнению обязанностей сотрудниками органов пограничной службы;
  • уничтожение, приведение в негодность, перемещение пограничных и предупреждающих знаков, линий связи и коммуникаций объектов инфраструктуры приграничной территории и Государственной границы, других объектов органов пограничной службы;
  • оставление механического транспортного средства вне населенного пункта без уведомления ближайшего подразделения органа пограничной службы. При этом в абзаце 4 пункта 7 Положения о порядке пограничного режима на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2009 № 70 (далее – Положение), определено время такого уведомления – в течение одного часа. Превышение указанного временного интервала образует рассматриваемый состав административного правонарушения со ссылкой на абзац 7 части 4 статьи 37-1 Закона и абзац 4 пункта 7 Положения.

Помимо этого, в пределах пограничной полосы запрещается осуществление следующих действий, определенных в части 5 статьи 23-1 Закона. За их совершение также предусмотрена административная ответственность по соответствующей части статьи 23.30 КоАП:

  • использование без согласования с органами пограничной службы оптических (электронно-оптических), оптико-электронных средств. К ним законодателем отнесены оптические прицелы, бинокли, приборы ночного видения, тепловизоры, телескопические прицелы, фотоловушки;
  • осуществление разговоров с физическими лицами, находящимися на территории сопредельного государства, подача им каких-либо сигналов, прием от них либо передача им каких-либо товаров;
  • оказание воздействия или преодоление инженерных сооружений и заграждений, иных объектов, возводимых, оборудуемых и используемых в целях обозначения, содержания Государственной границы и обеспечения ее охраны;
  • охота, за исключением случаев, осуществляемых по согласованию с Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь в целях поддержания численности животных, предупреждения эпизоотий и чрезвычайных ситуаций;
  • выпас и содержание скота в пределах профилактической полосы вдоль Государственной границы. Согласно пункту 16 Положения ее пределы составляют 100 метров.

Кроме того, отдельные изменения также коснулись порядка осуществления хозяйственной и иной деятельности в пограничной зоне и пограничной полосе.

В частности, статья 40 Закона дополнена положениями, обязывающими:

  • руководителей юридических и физических лиц не позднее одного часа до въезда (входа) в пограничную полосу устно информировать ближайший орган пограничной службы или его подразделение о месте, времени и характере запланированной хозяйственной и иной деятельности;
  • руководителей юридических лиц обеспечивать соблюдение подчиненными работниками правил пограничного режима и режима Государственной границы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в пограничной полосе.

Непринятие мер по информированию органов пограничной службы и обеспечению соблюдения вышеуказанных правил также является основанием к началу административного процесса за нарушение пограничного режима.

Таким образом, изменения в законодательстве, регламентирующие правила пограничного режима, с одной стороны, несомненно, направлены на упрощение и улучшение возможностей для въезда (входа) и пребывания граждан в пограничной зоне и пограничной полосе, а с другой – преследуют цели предупреждения и пресечения противоправной деятельности, направленной на причинение вреда пограничной безопасности Республики Беларусь.

Соб. инф.

 

Поделиться:

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений