Когда прогресс рождает стресс...

 

Когда прогресс рождает стресс...

Происшествия и безопасность
04.02.2024
879

Мне редко звонят на вайбер или в телеграм, чаще пишут. Поэтому те редкие звонки, которые поступают в мессенджеры, отслеживаю тщательно. Знаю, что отвечать на любой незнакомый номер нежелательно. Если вижу на экране, допустим, значок «Беларусбанк», то сразу сбрасываю входящий вызов. Такие нехитрые советы важно выполнять, чтобы не попасть на удочку кибермошенников.

Как реагировать обывателю на киберугрозы, как не стать жертвой преступных интернет-групп – об этом и не только мы беседовали с Иваном Рутковским, первым заместителем начальника Сморгонского РОВД.

IMG_9457.JPG

IMG_9453.JPG

Первый заместитель начальника Сморгонского РОВД Иван Рутковский (справа) и старший оперуполномоченный группы по противодействию киберпреступности  Никита Кардаш 

У кибер-преступника свои методички

 – В нашем районе в прошлом году по линии киберпреступлений было возбуждено 54 уголовных дела, 49 из них связаны с хищением денег, – отметил Иван Иванович. – В  настоящее время актуальны три основные вида киберугроз. Вишинг – один из методов мошенничества, когда  злоумышленники по телефону под разными предлогами выманивают у обладателя платежной карты конфиденциальную информацию или убеждают вероятную жертву совершить определенные действия со своей банковской платёжной картой (БПК). Таких преступлений в районе в прошлом году зарегистрировано 14.

Фишинг – вид мошенничества, в результате которого злоумышленники получают доступ к конфиденциальным данным пользователей – логинам, паролям, данным лицевых счетов и банковских карт, используя поддельные интернет-ресурсы, которые внешне схожи с настоящими (поддельные страницы услуги «Интернет-банкинг»  различных банков). На Сморгонщине в 2023 году было зарегистрировано 32 таких преступления.

Заражение вирусным и вредоносным программным обеспечением – когда злоумышленники внедряют специализированное программное обеспечения  в компьютерную систему пользователя для того, чтобы похитить конфиденциальные данные, завладеть ценной информацией, зашифровать данные, а потом требовать выкуп. Такие случаи также зарегистрированы в Сморгони, в том числе и в государственных организациях.

 Расскажите о вопиющих случаях, которые произошли в нашем районе? Каким образом действовали киберпреступники?

   В последние годы участились случаи, когда злоумышленники звонят жертве на телефон (не обязательно на вайбер) даже с белорусских номеров. Во время общения рассказывают о необходимости поучаствовать в специальных операциях по поимке нечистых на руку людей. Для убедительности в ходе переписки отправляются фиктивные удостоверения работника милиции, а также фото документа, где фигурируют его личные данные. Доходит до того, что люди, которые попались на крючок, пишут расписки о неразглашении информации и на самом деле долгое время ничего не говорят о своих действиях даже самым близким.  

Что требуют от «помощника» (точнее жертвы)? Открыть кредитную линию и сообщить реквизиты счета. Если жертва следует алгоритму, то злоумышленник похищает деньги, оставляя пострадавшего с обязательством погашения полученных кредитов.

В Сморгони одна женщина таким образом лишилась 17,8 тысячи рублей, вторая – 17,3 тысячи, третья – более 10 тысяч, четвёртая – 5, 6 тысячи рублей.

Ещё одна сморгонка, которая совершила пять переводов на различные счета банков по просьбе «сотрудника банка», осталась без 28,4 тысячи ­рублей.

Включаем «защиту»

 – Что нужно делать, чтобы не стать жертвой такого преступления?

 – Следовать основным правилам цифровой безопасности. По телефону собеседник может представляться кем угодно, в том числе сотрудником милиции или Следственного комитета.

Но будьте уверены: ни правоохранители, ни сотрудники банка не будут просить вас поучаствовать в операциях по выявлению преступника, направлять фото личных ­документов, просить взять кредит или предоставить данные счета.

Чаще всего мошенников интересуют номер вашей карты, логин и пароль от кабинета пользователя и т. д.  Также мошенники могут настаивать на установке приложения для удаленного доступа. Ничего этого совершать не надо.

В противном случае можно оказаться среди потерпевших, как женщина из Сморгонского района, которая через приложение ввела свои данные и лишилась более 10 тысяч рублей.

 Не секрет, что есть немало пострадавших среди тех, кто совершал покупки в интернете. Кто-то так и не получил свой товар, за который заплатил. А у кого-то мошенники, завладев данными банковской карты, по-своему усмотрению списали деньги.

 – Один из примеров – женщина хотела купить газовую плиту «Гефест», перевела реквизиты БПК, с которой были списаны 950 рублей. Естественно, взамен плиту она не получила.

  Были ли случаи, когда люди, завладев чужой картой, оплачивали покупки в магазинах?

 – Были. В прошлом году мы установили 3 таких преступления.

  Киберпреступники постоянно совершенствуют свои «методички по добыче денег». Уже даже не спрашивают у владельцев номера счетов карточек, сами сообщают владельцу такую секретную информацию – и это сбивает даже самых бдительных…

 – Это так. Самое интересное, что многие потерпевшие знали о подобных видах мошенничества, но когда дело коснулось их самих, повторили чужие ошибки. Кибермошенники – прекрасные психологи. Работают грамотно, убедительно, целенаправленно.

 Каков среднестатистический портрет жертвы киберпрестпуника?

 – Среди потерпевших в прошлом году в нашем районе – 21 мужчина и 40 женщин. Среди них – 1 бухгалтер, 2 мед­работника и 2 военнослужащих, 3 пенсионера и 3 учащихся, 8 учителей, 32 рабочих и 10 безработных.

Отмечу, что найти преступников, которые совершают вышеописанные правонарушения, достаточно сложно, требуется много сил и времени. Ведь все мошенники, как правило, живут за границей, и похищенные деньги тоже идут за пределы нашей республики.

В Беларуси существует единая база данных, куда ежедневно со всех уголков страны вносится информация о киберпреступниках и совершенных преступлениях. Видя общую картину, некоторых мошенников удается найти. К сожалению, такое случается  не так часто, как хотелось бы.

 В последнее время среди молодежи стал популярным ещё один лёгкий способ заработать деньги – продажа реквизитов своих банковских платежных карт.  Расскажите, пожалуйста, об этом.

 – Механизм совершения этого преступления заключается в том, что подросток, увидев объявление в интернете о покупке банковской платёжной карты, самостоятельно обращается в банковское отделение, где открывает счет и получает БПК. Аутентификационные данные передает неизвестному лицу за материальное вознаграждение.

В последующем БПК используют злоумышленники для хранения и вывода денег,  добытых преступным путем, например, в результате незаконного оборота наркотиков. Изготовление или сбыт поддельных платежных средств является преступлением, предусмотренным статьёй 222 УК «Изготовление либо сбыт поддельных платежных средств». Ответственность по ней наступает с 16 лет и предусматривает наказание в виде лишения свободы до 10 лет.

Сваттинг, кибербуллинг…

 Хочется затронуть ещё одну тему – сваттинг. Так называются фальшивые сообщения о минировании, убийствах, захвате заложников и других подобных  случаях. Ложные вызовы поступают в отделения милиции, аварийно-спасательные и другие службы. Насколько мне известно, сваттинг расценивается как разновидность терроризма.

 – Да, потому что  он используется для запугивания, создаются риски для здоровья или даже для жизни людей. Чтобы предотвратить реальную угрозу, привлекаются  службы быстрого реагирования, иногда приходится эвакуировать людей из домов, школ, административных учреждений.

Сваттинг зачастую свойственен  людям (чаще всего молодым), которых  объединяют какие-то интересы. Например, онлайн-игры. У них есть термин «вызвать милицию на дом» – к примеру, чтобы досадить обидчику, на его адрес проживания вызывают правоохранителей либо от его имени сообщают о заминировании какого-либо объекта. В последние годы сваттинг из забавы любителей онлайн-игр и хакеров превратился в массовое явление и большую проблему для милиции.

Подобные шалости дорого обходятся государству, а для виновных чреваты нешуточными последствиями. Возраст привлечения к административной ответственности по статье 19.6 «Заведомо ложное сообщение» КоАП наступает с 16 лет. Штраф за это придётся заплатить немаленький – до 30 базовых величин. Предусмотрена и уголовная ответственность (также с 16 лет). Статья 340 «Заведомо ложное сообщение об опасности» предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет.

 Давайте поговорим о кибербуллинге…

 – Травля в интернете может быть разной. Буллинг – это проявление физического или психологического насилия по отношению к другим. Кибербуллинг – то же насилие, только в цифровом пространстве. Не стоит обесценивать эмоции человека, который перенес насилие в интернете. Подверженные травле люди по-настоящему страдают не  только психологически, но и физически. Есть много способов сделать человеку больно: написать токсичный комментарий под фотографией, оскорбить в групповом чате или на стене в социальной сети, выложить данные или подробности из личной жизни…

 Что делать при травле в интернете?

 – Лучше всего обратиться к психологу. Школьники могут получить поддержку у педагога-психолога. Чтобы защитить себя от агрессии, постарайтесь научиться отстаивать свои границы.

Жертвой может стать кто угодно, а агрессором — человек, которому просто скучно. Всегда можно прекратить общение с людьми, которые причиняют боль в интернете. Во всех социальных сетях есть функция блокировки нежелательных пользователей. Необходимо просто заблокировать агрессора.

 – Спасибо, Иван Иванович, за Ваши развёрнутые ответы. Будем надеяться, что эта информация станет полезной для наших читателей.

Галина АНТОНОВА

Фото автора

Интересные и актуальные новости Сморгонского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

 #Новости_Светлы_Шлях     #Происшествия и безопасность

Статьи по теме: