Специально для «ГП». Кандидат политических наук Александр Маркевич – об электоральном суверенитете, ядерном сдерживании и других важнейших тезисах новой Концепции нацбезопасности и Военной доктрины

 

Специально для «ГП». Кандидат политических наук Александр Маркевич – об электоральном суверенитете, ядерном сдерживании и других важнейших тезисах новой Концепции нацбезопасности и Военной доктрины

Общество
29.04.2024
265
О том, почему возникла необходимость в обновлении Концепции нацбезопасности и Военной доктрины, какие новеллы в них появились, каковы их особенности и как это повлияет на жизнь белорусов, рассуждает кандидат политических наук, сотрудник Центра политологии Института социологии Национальной академии наук Республики Беларусь Александр Маркевич  – человек, принимавший активное участие в разработке и обсуждении этих государственных документов в качестве заместителя председателя Постоянной комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, пишет "ГП".
Специально для «ГП». Кандидат политических наук Александр Маркевич – об электоральном суверенитете, ядерном сдерживании и других важнейших тезисах новой Концепции нацбезопасности и Военной доктрины


– Необходимость принятия Концепции обусловлена кардинальным изменением обстановки в мире в целом и вокруг Республики Беларусь. Во-первых, система международной безопасности и сложившийся ранее баланс сил разрушены, и международные организации, которые призваны способствовать обеспечению мира и безопасности, свою функцию не выполняют (их действия осуществляются в интересах приверженцев однополярного мира). Во-вторых, военные действия стали активным инструментом политики и непосредственно приблизились к нашим границам. В-третьих, против нашей страны ведется неприкрытая политика давления и санкций, направленная на разрушение нашей государственности и изменения геополитического выбора белорусов.

Со времени принятия предыдущей Концепции национальной безопасности в 2010 году прошло много времени, поэтому выводы из оценки изменившейся обстановки и новации, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, потребовали отражения в ней. И, что самое главное, – возникла необходимость корректировки механизма обеспечения национальной безопасности белорусского государства.

Концепция и Военная доктрина опубликованы, я советую всем белорусам ознакомиться с этими важными документами и детально разобраться в их сути. Несмотря на существенные содержательные изменения, Концепция по своей структуре и смыслу отвечает на четыре ключевых вопроса:

- что защищает – национальные интересы, как совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства;

- от чего защищает – от внешних и внутренних опасностей, которые могут проявляться в форме рисков, вызовов и угроз, а также от источников этих угроз;

- где защищает – в различных сферах, их девять: к представленным в предыдущей Концепции политической, экономической, научно-технологической, социальной, демографической, информационной, экологической и военной добавилась сфера биологическая;

- каким образом защищает – действиями субъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных в систему. Новацией стало включение в субъекты обеспечения национальной безопасности Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия Республики Беларусь, который определяет стратегические направления развития общества и государства, обеспечивает незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. Заметьте: граждане и общественные структуры, наряду с государственными и силовыми, также являются такими субъектами.

Важная новация – закрепление в Концепции «электорального суверенитета» как неотъемлемого и исключительного права нашего государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы, референдумы в целях обеспечения реализации полновластия народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции и национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный процесс. Хочу отметить, что обеспечение электорального суверенитета – наш стратегический национальный интерес. Запрет на иностранное финансирование выборной кампании, иностранное вмешательство в выборный процесс и его оценки является важным фактором обеспечения национальной безопасности.

Также существенная новация заключается в обозначении в Концепции «ядерного сдерживания» как ответа на попытки подготовки к агрессивным действиям в отношении нашей страны. Безусловно, эти и другие новации будут способствовать укреплению эволюционного развития белорусского общества.

– А что касается новой Военной доктрины: каковы ее основные положения и будет ли Беларусь впредь позиционировать себя как миролюбивая страна?

– Принятая Военная доктрина носит сугубо оборонительный и миролюбивый характер, в ней закрепляются взгляды на обеспечение военной безопасности. Ее изменения носят эволюционный характер, мы обозначаем и отвечаем на те угрозы и источники угроз, которые имеют своей целью нарушить мирную и созидательную жизнь наших людей. Источниками угроз обозначаются блок НАТО, США, Великобритания, Польша, страны Балтии, Украина. При этом мы обозначаем, что не народы этих государств являются такими источниками, а действия политического руководства, направленные на генерирование агрессивных действий в отношении Беларуси.

В Военной доктрине нашли свое отражение новые взгляды на изменившийся характер военных действия, наши союзнические обязательства, затрагиваются вопросы по размещению тактического ядерного оружия как весомый элемент сдерживания, использования наших вооруженных контингентов при реализации миротворческих функций. Глава государства Александр Григорьевич Лукашенко отметил: «Мы смотрим на все проблемы сквозь призму безопасности». Благодаря такому подходу можно обеспечить мир, безопасность и эволюционное развитие белорусского народа.

Статьи по теме: