Почему в Беларуси отмечают не развал СССР, а освобождение от нацистского ига

 

Почему в Беларуси отмечают не развал СССР, а освобождение от нацистского ига

ГЕНОЦИД
29.06.2023
1164
Беларусь готовится отметить свой День Независимости. Уже по всей республике идут торжественные мероприятия, кульминация которых придется на 3 июля. Это праздник, любимый народом. Но все-таки что он означает для нас, белорусов?

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО:

— Эта судьбоносная в истории белорусского народа дата навсегда вписана в календарь главных государственных праздников. 3 июля мы традиционно обращаемся к истории Великой Отечественной войны: вспоминаем героев, которые ценой своей жизни подарили белорусам свободу, рассказываем о подвигах дедов и отцов детям и внукам, приходим с ними к местам боевой славы и скорбной памяти. Этот ежегодный ритуал — самое малое, что мы можем сделать во имя и славу тех, благодаря кому живем, создаем семьи, растим детей.

На церемонии возложения венка в мемориальном комплексе «Курган Славы», 3 июля 2022 года.

Повод для праздника

Поводом для главных национальных праздников, как показывает история, могут послужить самые разные события. В монархиях с помпой отмечают дни рождения своих правителей, пусть даже номинальных. В Великобритании царствующему королю или королеве даже назначают официальную дату такого дня — первую или вторую субботу июня. К реальному появлению на свет монарха это не имеет никакого отношения — просто как раз в начале лета на Туманном Альбионе стоит относительно хорошая погода.

В Королевстве Испания национальным днем считается 12 октября, когда Колумб открыл Америку, что стало началом золотого века для пиренейской монархии.

Не только в бывшем СССР важнейшим торжеством может выступать начало революции. Наиболее известный пример — Франция, где взятие Бастилии 14 июля прочно вошло в национальный календарь. И все же со времени создания Соединенных Штатов Америки 4 июля 1776 года в большинстве стран мира именно дата провозглашения независимости является стержнем всей государственной праздничной традиции.

На постсоветском пространстве ситуация достаточно любопытная. Бывшие республики, составлявшие некогда единую страну, отмечают свои дни независимости по датам отделения от СССР или даже еще от Российской империи в годы революции, а некоторые одновременно оба этих события. Не везде новые праздники прижились сразу.

Так, 12 июня, День России, долгое время оставался предметом дискуссии в обществе. Памятный день был учрежден в честь принятия I Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете. Это был шаг на пути «парада суверенитетов», часть ельцинской политики. При Владимире Путине развал Советского Союза оценивается как геополитическая катастрофа. И только с началом СВО, когда на Западе поднялась волна русофобии, День России приобрел свое новое качество как элемент консолидации граждан великой страны.

Негодные альтернативы и выбор народа

У нас также в начале 1990‑х, в годы фактического безвластия, провозгласили Днем Независимости 27 июля. Таким образом депутаты почтили Декларацию о государственном суверенитете БССР, принятую в 1990 году. Решение странноватое, поскольку ни о какой независимости в документе не шло и речи.
Да и сам этот акт был принят, как ни покажется удивительным, по указке Москвы. Шла напряженная борьба между Ельциным и Горбачевым. В ответ на российскую декларацию, которая означала большую самостоятельность РСФСР во главе с Ельциным, союзное руководство решило ответить аналогичными документами в других республиках. 27 июля не воспринималось нашими гражданами как некое важное запомнившееся событие.

Правда, ультранационалисты предлагали еще одну дату в качестве возможной альтернативы. Это пресловутое 25 марта, когда Рада БНР приняла III Уставную грамоту. Тут смешно говорить даже о призраке независимости. Это была просто декларация, принятая органом, который никто не избирал и не уполномочивал на столь важные решения. К тому же сделано это было в условиях немецкой оккупации. Всего через месяц те же деятели БНР обратились к кайзеру Вильгельму II фактически с предложением установить протекторат над Беларусью. В наши дни 25 марта стало знаковой датой для разного рода экстремистов, что наложило еще большую тень на этот несостоявшийся «праздник» и лишило его каких-либо шансов стать красным днем календаря. А бэчебэшным место на свалке истории.

В 1996 году Президент Беларуси предложил гражданам в качестве главного праздника страны 3 июля, когда от немецко-фашистских оккупантов в 1944 году была освобождена столица республики.
На общенародном референдуме это предложение поддержало большинство белорусов — 88,18 процента принявших участие в голосовании. Подобное решение было вполне закономерным. Ведь традиция отмечать 3 июля сложилась еще в советское время.
Как только образовалась БССР, у нас появился и свой республиканский праздник. Им стало 11 июля — в честь освобождения Минска в 1920 году от польских оккупантов. К этой дате проводились митинги, ставились театральные постановки. Именем 11 июля назывались улицы. В 1939 году на смену пришел новый праздник — 17 сентября. Решение широко отмечать день начала освободительного похода Красной армии было принято Народным собранием Западной Белоруссии. После Великой Отечественной грандиозные события войны отодвинули на второй план 17 сентября. Уже в суверенной Беларуси этот праздник вернулся к нам в 2021 году как День народного единства.

Независимость от смерти и рабства

В послевоенное время постепенно стала складываться традиция сначала неформально, а затем все более официально отмечать 3 июля.
Инициативу взяли бывшие партизаны, которые в этот день собирались с боевыми товарищами. Для них освобождение Минска стало этапным моментом, победным завершением широкомасштабной борьбы во вражеском тылу.
Свой вклад в популяризацию даты внесло и монументальное полотно Валентина Волкова «Минск. 3 июля 1944 года», которое художник создавал с 1946 по 1953 год.

Уже 40‑летие освобождения Белоруссии в 1984 году отмечалось масштабно. К этому времени в строй ввели первую очередь Минского метрополитена, на стадионе «Динамо» прошли торжества, невиданные ранее в столице. Это было время расцвета советской Белоруссии. Республика демонстрировала отличные экономические показатели, переживала культурный подъем, минское футбольное «Динамо» только-только добилось чемпионства в первенстве СССР. И то 3 июля стало ассоциироваться у граждан с эпохой благополучия, уверенности в завтрашнем дне.

Когда накануне референдума 1996 года Администрация Президента советовалась с учеными, экспертами, общественными деятелями, какую же дату выбрать в качестве главного праздника, именно 3 июля стало неоспоримым лидером.

Да, мы единственная страна, которая День Независимости (День Республики) отмечает в память об освобождении от нацистской оккупации. И гордимся этим! Ведь Советский Союз был для нас большой и любимой Родиной, державой, которая позволила воплотиться вековой мечте белорусского народа о своей государственности.

И учреждать праздник в честь развала этой страны означало бы поставить под сомнение созидательную деятельность Дмитрия Жилуновича и Александра Червякова, Кирилла Мазурова и Петра Машерова, подвиг белорусских партизан и подпольщиков. Это не наш путь.