Рассмотрение обращений по вопросам деятельности органов, ведущих уголовный процесс

Происшествия
08.09.2017
1523
Работа органов прокуратуры по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц подчинена решению задач по защите их законных прав и интересов.

В органы прокуратуры Гродненской области в 1 полугодии 2017 г. поступило 3 128 обращений граждан и юридических лиц. По существу рассмотрено 1 763, из которых 66 – электронные. Удовлетворено полностью либо частично 466 обращений (26,4%), 83 оставлено без рассмотрения, 339 – направлено в органы прокуратуры для рассмотрения, 1 126 – направлено в другие органы.

Из числа рассмотренных по существу обращений практически каждое третье (610, или 34,6%) касалось вопросов обжалования действий решений органов, ведущих уголовный процесс на стадии досудебного производства, в т. ч. 407 – на действия и решения органов дознания.

Как показывает практика, многие граждане, обращаясь в органы прокуратуры с жалобами на действия органов, ведущих уголовный процесс, не всегда правильно понимают положения вышеуказанного законодательства.

Так, часть 1 статьи 2 Закона об обращениях граждан и юридических лиц предусматривает, что его действие не распространяется на обращения граждан и юридических лиц, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Порядок подачи и рассмотрения обращений на действия органа, ведущего уголовный процесс, регламентируется главой 16 раздела V Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК).

Решения органа, ведущего уголовный процесс, могут быть обжалованы лишь участниками уголовного процесса, а также иными физическими и юридическими лицами, если проводимые процессуальные действия и решения затрагивают их интересы (ст.138 УПК).

Справочно: участники уголовного процесса – судья, прокурор, государственный обвинитель, начальник следственного подразделения, следователь, начальник органа дознания, лицо, производящее дознание, подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, законные представители и представители, секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания - помощник судьи), свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также лицо, задержанное либо к которому применена мера пресечения на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства либо в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи, и иные лица, принимающие участие в уголовном процессе в соответствии с УПК.

Иногда приходится сталкиваться с обращениями граждан, в которых обжалуются действия органа дознания, несмотря на то, что их интересы в рамках проводимых проверок не затронуты. Например, супруга обжалует процессуальное решение органа дознания по вопросу причинения телесных повреждений супругу, родители не соглашаются с решениями о привлечении к ответственности их совершеннолетних детей и т.п.

В подобных случаях в удовлетворении требований заявителей может быть отказано, ввиду их несоответствия нормам УПК.

Согласно ст. 139 УПК, жалобы на решения органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования уголовного дела, уголовного преследования, об отказе в возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам подаются соответствующему прокурору или в суд по месту расследования уголовного дела либо рассмотрения заявления или сообщения о преступлении. Жалобы на решения следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования уголовного дела, уголовного преследования могут быть также поданы соответствующему начальнику следственного подразделения.

К сожалению, нередко заявители игнорируют положения указанной статьи, направляя свои обращения сразу в вышестоящие прокуратуры (Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратура Гродненской области), без обжалования действий и решений органа дознания прокурору, осуществляющему надзор непосредственно по месту рассмотрения заявления и сообщения, либо в суд.

В первую очередь игнорирование требований законодательства в данной части существенно увеличивает срок их рассмотрения по существу.

К примеру: обращение, направленное в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, в течение пяти рабочих дней, без учета выходных и праздничных дней, направляется для организации рассмотрения в прокуратуру Гродненской области, откуда аналогично направляется надзирающему прокурору района. В конечном итоге, срок перенаправления обращений в район может составить 10 рабочих дней без рассмотрения по существу.

В то же время, при соблюдении порядка подачи обращений, за это время оно уже могло быть рассмотрено по существу прокурором района либо судом, поскольку подобные обращения должны рассматриваться в десятидневный срок (ст. 142 УПК). Если же лицо, подавшее обращение, не согласится с принятым надзирающим прокурором, начальником следственного подразделения решением, оно вправе обжаловать его вышестоящему прокурору, т. е. непосредственно прокурору Гродненской области, начальнику следственного подразделения, которые обязаны рассмотреть жалобу по находящемуся в производстве органа дознания лица, производящего дознание, следователя по уголовному делу в течение десяти суток, а в остальных случаях – не позднее одного месяца со дня её поступления.

Соблюдение порядка подачи обращений позволит не только существенно сократить сроки их рассмотрения, но и, что немаловажно, сэкономить средства, связанные с пересылкой обращений.

При подаче обращений гражданам следует обратить внимание на сроки. Если на действия органа, ведущего уголовный процесс, обращения могут быть поданы в течение всего срока производства дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства, то жалобы на решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования по уголовному делу либо уголовного преследования подаются в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности, а в случае, если такие решения приняты за истечением сроков давности, - в месячный срок со дня принятия органом, ведущим уголовный процесс, соответствующего решения (ст. 140 УПК).

Обращения, по которым истек срок привлечения к уголовной ответственности в удовлетворении требований заявителей, также могут быть оставлены без удовлетворения лишь по указанной причине.

В связи с развитием компьютерных технологий и, в частности, интернета в законодательство внесены изменения, согласно которым у граждан и юридических лиц появилась возможность обращаться в органы прокуратуры путём подачи электронных обращений.

Однако данное новшество не распространяется на обращения, касающиеся обжалования действий и решений органов, ведущих уголовный процесс по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 139 УПК, предусматривающей порядок подачи обращений указанной категории, жалобы на действия и решения органа дознания, лица, производящего дознание, и следователя подаются в устной или письменной форме. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее жалобу. Подача жалоб данной категории в электронном виде по электронной почте либо путем размещения на официальном сайте законодательством не предусмотрена.

При поступлении электронных обращений по вопросам несогласия с действиями и решениями органов следствия и дознания, лица, производящего дознание, следователя, а также жалоб, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством, определяющим порядок ведения уголовного, гражданского или административного процесса, такие электронные обращения оставляются без рассмотрения по существу с уведомлением заявителя и разъяснением ему порядка подачи жалоб данной категории.

Гражданам необходимо более взвешенно подходить к вопросу подачи обращений в органы прокуратуры и неукоснительно соблюдать требования законодательства.

Руководством органов прокуратуры области регулярно проводятся личные приёмы граждан в здании прокуратуры в установленные часы согласно графику приёма граждан, а также осуществляются выездные приёмы по месту работы и жительства граждан. Кроме того, прокурорами периодически проводятся «прямые телефонные линии» с населением. Прокурорскими работниками практикуется осуществление приёма граждан при проведении надзорных проверок исполнения законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях.

А. И. ЛИХОРАЙ, старший прокурор отдела по надзору за дознанием прокуратуры Гродненской области, младший советник юстиции.

 

 


Актуальные новости Сморгони и Сморгонского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!