Такого принципа придерживается в работе Марина КОВАЛЬСКАЯ. Последние 18 лет она занимает должность заместителя председателя комиссии по делам несовершеннолетних. В августе женщина отметила юбилей. Это стало поводом для встречи и беседы с Мариной Аркадьевной.
«Наказывая родителей, не наказывать детей»
– Вы родились в творческой семье, выбрали творческую профессию. Это был осознанный выбор?
– Да, мой отец Аркадий Подгол всю жизнь работал в редакции газеты «Светлы шлях» журналистом, заместителем редактора. Мама Мария Куприянчик была учителем русского языка и литературы сначала в средней школе №2 г. Сморгони, затем – в четвертой школе. Главным в ее жизни были школа и я. Все поколения учеников очень ее любили, уважали и ценили. Мама прививала любовь к литературе всем учащимся, на переменах рассказывала им то, что нельзя было прочитать в учебниках, проводила литературные вечера. Я горжусь своей мамой, для меня она была крепостью и опорой.
Родители писали стихи. Редакция «Светлага шляху» публиковала стихи моего отца.
Я была одной из первых комсомолок школы №4. В комсомол нас принимали в вагончике на стройке этого учреждения образования. До того, как переселились в новое здание, учащиеся и педагоги в свободное от учебы и работы время проводили там уборку. Учились мы тогда во вторую смену в третьей школе. Я была активисткой, участвовала в конкурсах чтецов, где занимала призовые места, была ведущей школьных мероприятий, планировала поступать на юридический факультет. Однако моя дальнейшая профессиональная судьба изменилась буквально за один день.
На празднике последнего звонка, который я вела, присутствовала заведующая районным отделом культуры Софья Лазарь. После мероприятия она поговорила с моей мамой и убедила ее, что я должна поступать в институт культуры. Мы с мамой быстро поменяли решение, и я подала документы на режиссерское отделение. Конкурс был очень высокий, но я прошла все испытания и стала студенткой института культуры. С третьего курса была старостой группы, во время учебы вышла замуж.
– После окончания вуза Вы вернулись на малую родину. Как складывалась Ваша карьера?
– Моя профессиональная деятельность началась в Залесском Доме культуры. После декретного отпуска устроилась в строительно–монтажный трест №41 художественным руководителем. Во время работы в СМТ создала молодежный театр, состоящий из двух групп: молодых работников треста и талантливых учащихся 7 – 11 классов. Одним из актеров коллектива был заслуженный артист Республики Беларусь, солист Белорусского музыкального театра Виктор Циркунович, который в то время учился в четвертой школе. Со спектаклями мы выступали в разных уголках Беларуси, побеждали на областных конкурсах.
Спустя несколько лет меня пригласили в городской отдел культуры. В 1997 году Галина Бойко, которая возглавляла только созданный отдел по делам молодежи райисполкома, предложила мне работу в этом отделе.
– То есть Вы стояли у истоков создания отдела молодежи?
– Это было самое счастливое время. Работа была праздником. Я занимала должность ведущего специалиста, потом – главного специалиста, и наконец, стала начальником отдела. В свое время мы создавали районную организацию общественного объединения «Белорусский патриотический союз молодежи», который после реорганизации был переименован в БРСМ. Первым секретарем была назначена Татьяна Копач. С ней мы сотрудничаем долгие годы. Сейчас она – главный специалист управления образования райисполкома, секретарь КДН. Мы не только коллеги, но и подруги. Не могу не упомянуть Виктора Дудко, который сменил Татьяну на посту первого секретаря БРСМ. Мы работали в одной связке, ответственно, искренне и преданно относились к своему делу. У нас был сильный, сплоченный молодежный актив. Мы организовывали различные поездки по городам Беларуси и соседних государств, вечера молодых специалистов, творческой молодежи и другие мероприятия. Массовым районным праздником был День молодежи.
– Комиссия по делам несовершеннолетних – совершенно другая сфера деятельности. Как получилось, что Вы стали заместителем председателя комиссии?
– В 2007 году мне предложили место в КДН – и я согласилась. Это была кардинальная смена деятельности. С организации и проведения праздников я окунулась в протоколы. Тогда только вступил в действие Декрет Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», и вся работа была организована в соответствии с этим документом.
Никогда не забуду свое первое изъятие ребенка из семьи. Мама спокойно собрала чемоданчик своему сыну, и я за руку увела его из дома в приют. Больно и тяжело. Этого светлого мальчика с голубыми глазами до сих пор помню. Позже я встретила его в приемной семье. Он уже был красивым подростком с приятной улыбкой. Радовалась, что у него все хорошо.
– Какую работу проводит комиссия по делам несовершеннолетних? В чем заключаются Ваши обязанности?
– Особое внимание уделяется раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактической работе с неблагополучными семьями, обеспечению занятости детей. На особом контроле – семьи, где дети признаны находящимися в социально опасном положении. Проводим работу с ребятами, состоящими на различных видах учета, совершившими административные правонарушения, к которым относятся распитие спиртных напитков, кража, мелкое хулиганство и другие. На заседаниях комиссия рассматривает материалы, которые нам предоставляет инспекция по делам несовершеннолетних, и принимает решения по вопросам признания в социально опасном положении, временного изъятия детей из семей и другим. Предварительно необходимо подготовить постановление по каждому материалу, характеристики, изучить ситуацию, чтобы иметь представление о том ребенке, которого рассматривают на заседании.
В качестве заместителя председателя КДН я отвечаю за организацию ее работы по координации деятельности государственных органов по предупреждению преступлений и правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав, веду необходимую документацию.
– Работа у Вас не из легких. Порой приходится решать судьбы детей. За годы работы научились относиться к ней бесстрастно и равнодушно?
– Это невозможно. Никогда не сгорю в сострадании к детям и помощи нерадивым родителям. Всегда стараюсь протянуть руку помощи, чтобы мама и папа стали на путь исправления, а их дети чувствовали себя нужными и счастливыми.
Очень часто дети защищают родителей, пытаются их обелить. Есть ребята, которые уже устали от сложившейся ситуации и спокойно относятся к уходу из семьи. После изъятия несовершеннолетних мы стараемся определить их к родственникам, чтобы расставание с родителями и домом проходило менее болезненно. В ином случае дети на полгода попадают в СПЦ.
– Марина Аркадьевна, что помогает Вам расслабиться после тяжелых трудовых будней? Где набираетесь сил?
– Люблю вместе с семьей проводить свободное время на даче. Мы построили на участке дом, создали на его территории уют. Там мы отдыхаем душой.
Последние 8 лет ежегодно посещаю Грузию. Мой друг открыл ее для меня, моей семьи и друзей. Мы много путешествуем по стране, поэтому уже очень хорошо ее знаю. Посещаем также города и достопримечательности Беларуси. С друзьями отправляемся в сплавы на байдарках.
Отдельная страница моей жизни – это животные. Чувство жалости у меня вызывают бездомные кошки и собаки, поэтому по возможности им помогаю.
– Расскажите о своей семье. Кто Ваша радость и гордость?
– Дочь и внук. Ольга, как и мы с мужем, творческая личность. Она окончила Молодечненский музыкальный колледж, университет культуры, работает в детской школе искусств имени Огинского, поет в народной вокальной группе «Кантабиле», играет в мюзиклах. Внук Давид – артистичный мальчик, в этом году идет в школу. Он увлекается хоккеем. Кстати, мой зять также занимается искусством. Вместе с другом–художником Денисом Ходасом они нарисовали герб Сморгони на жилом доме на улице Кутузова.
Оксана ГЕЙБОВИЧ
Фото автора и из архива Марины КОВАЛЬСКОЙ