В современном ритме жизни продовольственный магазин становится не просто местом покупок, а важным звеном в цепочке повседневного комфорта людей. И во многом его работа зависит от человека, который стоит у руля торгового объекта. Это не просто администратор, а стратег, организатор и лицо, отвечающее за качество обслуживания, ассортимент и атмосферу, в которую покупатели возвращаются снова и снова.
Галина МАЦКЕЛЬ: «Нужно всегда идти впереди покупателя, чтобы предугадывать его запросы и желания»
Какими качествами должен обладать успешный руководитель магазина? Как ему удаётся балансировать между строгим контролем логистики и созданием доброжелательной среды для клиентов? И что делает обычный продуктовый магазин по-настоящему успешным? Об этом и не только мы беседуем с заведующей магазином «Славянка» Галиной МАЦКЕЛЬ.
Галина Мацкель
Найти и не перегореть!
– Галина Эдуардовна, Вы в торговле почти 38 лет, половина из которых – в должности руководителя магазина…
– Да! Я нашла себя в этой сфере.
– Нашли и до сих пор не перегорели!
– Если дело по-настоящему любишь, никогда не перегоришь и не зачахнешь, потому что находишься в постоянном развитии.
– Полагаю, в этом и заключается секрет Вашего профессионального долголетия…
– Возможно. Признаться, я не сразу нашла себя в профессии. После окончания восьмилетки поступила в Ильянский сельскохозяйственный техникум. Отучилась год, успешно сдала сессию и… забрала документы. Поняла, что не тем занимаюсь, чем хотелось бы. Не мое это.
– И тогда в Вашей жизни появилась торговля?
– Пошла учиться на продавца. С первых месяцев учеба меня сильно увлекла. Нас учили красиво выкладывать товар, правильно его продавать, общаться с покупателями.
Моё первое место работы – магазин «Дежурный», заведующей которого была Нина Кузнецова. Там я прошла серьезную профессиональную школу. Нина Ивановна была начальником честным, требовательным, серьезным, держала железную дисциплину. Магазинов на то время в Сморгони было мало, а покупателей очень много. Часто мы и на выезде торговали.
Когда Нине Ивановне предложили возглавить гастроном «Юбилейный», несколько человек, в том числе и меня, она позвала к себе… За таким человеком всегда хотелось идти. В 2003 году, когда наша заведующая уже была на пенсии, мне предложили работу поближе к дому – в магазине «Славянка». Через три года я стала заведующей.
Портрет Галины Мацкель размещали на районной Доске почета
– В чём заключается Ваша работа? Это ведь не только контроль за продажами?
– Да, это огромный круг задач. Надо следить за ассортиментом, закупками, оборотом товара, работать с поставщиками, контролировать документооборот. Конечно, нельзя забывать о покупателях, их потребностях, пожеланиях, предложениях.
Но самое важное – это работа с коллективом. Нужно, чтобы сотрудники понимали общие цели, работали слаженно, сплоченно. И этим я могу похвастаться: нас 16 человек, и мы все – на одной волне. Вместе не только работаем, но и отдыхаем. Поддерживаем друг друга и в горе, и в радости.
Мне всегда везло на хороших руководителей. Приятно, что уже много лет в одной связке работаем с директором Светланой Юцко.
Дружный коллектив «Славянки»
…И улыбку – в придачу
– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать хороший продавец?
– Честность. Это черта, без которой невозможно работать в торговле. Нечистым на руку людям – не место за прилавком.
И, конечно, терпение, стрессоустойчивость, общительность. Покупатели бывают разные. Кто-то приходит каждый день – мы уже общаемся как старые знакомые. Есть очень требовательные, могут придираться к ценам или качеству товара. Но я всегда говорю девчатам: старайтесь сохранять спокойствие – в таких случаях чаще всего человеку важно, чтобы его выслушали, поговорили с ним.
– А есть ли особенные покупатели?
– Да, наша Михайловна. Женщине 90 лет, она – давний покупатель. Живет недалеко от магазина. Мы привыкли, что она придет, побеседует с нами, купит что нужно. Когда не появляется несколько дней, начинаем волноваться: «Куда Михайловна девалась?». А бывает, позвонит и попросит, чтобы необходимые продукты домой принесли. Исполняем просьбу. Можно сказать, взяли мы под опеку Михайловну.
– «Славянка» находится в микрорайоне, где большое количество сетевых магазинов. Недалеко «Евроопт», «Доброном» и «Мартин», совсем рядом – «Маяк». Сложно конкурировать?
– Конечно. Но мы уверены: наши покупатели были, есть и будут нашими. Стараемся привлечь их широким ассортиментом, доступными ценами, акциями и… улыбками, добрым отношением.
– Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет развиваться в сфере торговли?
– Начинать с основ: поработать продавцом, понять, как устроены процессы изнутри. Важно уметь слушать людей: и покупателей, и коллег. А еще в торговле нельзя стоять на месте: нужно следить за трендами, новыми технологиями, маркетинговыми ходами. Нужно всегда идти впереди покупателя, чтобы предугадывать его запросы и желания.
Я считаю, что в нашей сфере могут быть успешными те, у кого есть торговая жилка, и ее нужно постоянно развивать. Если есть желание – все получится.
Галина Мацкель с мужем Мечиславом
– Как Вы отдыхаете после напряжённых рабочих будней?
– Моя главная отдушина – семья. С мужем мы вместе 36 лет, он всегда меня во всем поддерживает. Люблю общаться с внуками, с ними быстро с рабочих вопросов переключаюсь. И, конечно, мое самое любимое место на земле, где я отдыхаю душой и телом, – это дом в Медриках, где я родилась.
В семье нас было пятеро, я – младшая. Папа рано умер, мама одна детей в люди «выводила». К слову, обе мои сестры тоже работали в торговле, сейчас они на пенсии. Хоть родителей нет в живых, мы по-прежнему собираемся в нашем доме большой компанией, получаем неимоверную радость от общения.
– Чему, в первую очередь, учила вас всех мама?
– Она всю жизнь очень много трудилась и нас к труду приучала. Не раз повторяла: «Дети, никогда не бойтесь работы. Не жалейте себя, любите свое дело, вкладывайте в него все силы. Выполняйте работу так, чтобы люди вас уважали. Но и умейте отдыхать. Весело, дружно, с душой». Мамины уроки остаются по-прежнему главными на жизненном пути, а ее любовь – надежным оберегом.
Галина АНТОНОВА
Фото автора и из архива Галины МАЦКЕЛЬ