Как сморгонский гончар Сергей Нагаев сохраняет традиции белорусской керамики

Как сморгонский гончар Сергей Нагаев сохраняет традиции белорусской керамики

Общество
24.06.2025
123
Ремесленник проводит занятия по гончарному искусству.
canvas.png

njuw41ohklred30vgje77udbb2i327vf.png
Усадьба ремесленника Сергея Нагаева находится в деревне Светляны, всего в нескольких километрах от Сморгони. Сегодня это место можно назвать современным центром белорусской аутентичной керамики. Мастер сохраняет традиции лепки из кревской глины и передает знания ребятам из Сморгонского района.






Зачем едут туристы со всего мира? 

Когда журналист «ГП» заглянула к ремесленнику, тот со своим воспитанником, второклассником Максимом Васютой, лепил за гончарным кругом кружку. 

Ученик собирался написать на созданной им посуде «Я люблю Беларусь». Как оказалось, тему урока Максим выбрал сам. Таков подход его учителя – дети занимаются делом по душе. 

– Ездим на уроки к мастеру Сергею уже второй год из соседнего агрогородка Осиновщизна. За это время в нашем кухонном шкафу появилось большое количество домашней посуды, сделанной руками Максима. В мастерскую мы попали неслучайно. Заметила, что сын неусидчив, это сказывалось на успеваемости в школе. Гончарные занятия развивают концентрацию внимания, не говоря о мелкой моторике и эстетическом вкусе. Само вращение гончарного круга оказывает успокаивающее действие. Мы видим значительные изменения в поведении сына: он стал более выносливым, самостоятельным человеком с глубоким восприятием окружающего мира, – поделилась мама Максима. 

Собеседница, кстати, решила времени зря не терять: взяла в руки глину и работала над созданием слепка ладоней на память.

0W1A2288.JPG

– На занятия приезжают семьями. Вот видите на полках маяки и домики – это совместные родительские работы со своими детьми, – рассказывает Сергей, проводя экскурсию по своей мастерской. К слову, его дом разделен на две части – в одной проживают хозяева, во второй – ремесленник работает.  

Занятия по гончарному искусству проходят круглогодично. В группе занимаются около десятка ребят. К гончару на мастер-классы приезжают туристы со всей Беларуси и всех уголков земного шара. 

– За прошедшую неделю у меня побывали семьи из Минска, Гродно и Торонто, – говорит Сергей.

Ремесленник уверен, что гончарное искусство закладывает фундамент для дальнейшего успешного обучения любой профессии. 

– Чтобы научиться лепить красиво и ровно, надо потратить большое количество усилий. И если заложить эти умения в детстве, то у будущих дорожников будут ровные дороги, у хирургов – успешные операции, у архитекторов – удачные проекты. Занятия по скульптуре, которые развивают видение красоты, нужны для тех, кто хочет связать будущую профессию с творчеством. В обычной жизни этот навык сложно приобрести, – поясняет гончар.

Сергей как наставник со стажем, а преподавал он также в районном центре творчества детей и молодежи, дает совет по воспитанию детей, сравнивая педагогический процесс с созданием изделий из пластичной глины:  

– Если взять кусок глины и ничего с ним не делать, оставив до утра, материал засохнет. А если размять материал в ладонях, потом придать форму, а затем обжечь в печи – получится долговечное изделие, которое будет служить по предназначению. Также и человек, личность которого формируется обучаясь, проходя через трудности. Излишняя опека тормозит развитие ребенка. Детей надо не жалеть, а любить, давая задачи для выполнения и предоставляя выбор своего жизненного пути. 

0W1A2307.JPG

Свои слова Сергей подтверждает собственным примером в качестве отца – вырастил двоих детей, но не настаивал, чтобы они связывали свою жизнь с творческими профессиями. Хотя и супруга ремесленника – музыкальный педагог, которая вырастила ни одного успешного вокалиста.   

Кулинарная магия кревской глины 

Сергей Нагаев занимается керамикой с 80-х годов. В Сморгони оказался с семьей в раннем детстве из-за работы отца. Тот трудился на местном оптическом заводе. Хотя Сергей и вырос в этих местах, но о подземных богатствах региона не знал. В юности, возможно, единожды побывал в Крево. Больше ездил в Гродно, участвуя в спортивных соревнованиях.

Мастер получил классическое образование, отучившись на изготовителя художественных изделий из керамики в Бобруйском государственном колледже имени А.Е. Ларина. К слову, хотел поступать на дизайнерскую специальность, но передумал, и здесь он видит не простое стечение обстоятельств, а высший промысел.  

Когда отучился, вернулся на малую родину и узнал, что в Крево издревле процветало гончарное дело. Ведь материал находился под рукой, добычей глины здесь занимаются до сих пор. 

– Я долго исследовал территорию. Месторождения показывали старожилы. Информацией о секретах ремесла делились те, кто раньше занимался керамикой, переняв методы работы у своих дедов и прадедов. Брал пробы, делал обжиги, – вспоминает Сергей.  

На кревском материале Сергей работает более трех десятков лет, создавая сотни керамических шедевров каждый месяц: от горшков и чашек до печных изразцов и скульптур в человеческий рост. Сергей поясняет, что из кревской глины можно делать изящные изделия с миниатюрными элементами. К примеру, не составит сложности вылепить кофейный сервиз с чашками с тонкими стенками. 

– Слышите, какой звук идет, – мастер ударяет палочкой по керамическому горшку и воздух наполняется звоном хрустального бокала. – Нельзя добиться подобного звучания от изделий, выполненных из глины другого происхождения. Могу об этом говорить, ведь за свою практику поработал с разным материалом. Кревская глина содержит большое количество каолина – от этого такой звук.      

Керамика на плотном местном материале устойчива к разным погодным условиям: глиняные малые архитектурные формы хорошо сохраняются под открытым небом, а это большая редкость. 

0W1A2332.JPG

Сергей рассказывает о необычно вкусных блюдах, которые получаются в горшках из кревской глины. Он даже проводит гастрономические мастер-классы, делясь секретами приготовления здоровой пищи. 

 В таком горшке блюда запекаются без добавления масла. Рулька, картошка или квашеная капуста с мясом, колбаски, голубцы просто кладутся в терракотовую емкость с крышкой, ставятся в духовку или духовой шкаф и запекаются около полутора часов при 180 градусах. Готовое блюдо не отличишь от того, что сделано в печи. Это проверено моими клиентами: от простых хозяек до шеф-поваров ресторанов, – делится мастер кулинарной магией кревской глины.

От Дон Кихота до печных изразцов

Как оказалось, мастер садится за гончарный круг только в хорошем настроении. Работает без суеты. Руководствуется фразой, которую часто можно встретить в христианской литературе, – «Будь послушен как глина в руках Христа». 

– Большинство моих изделий – это кухонная посуда: горшки, кувшины, чашки, тарелки. Их заказывают для дома, ресторанов, агроусадеб, в подарок. Есть заказы на печные изразцы и свирели. Бывали и экзотичные запросы. К примеру, делал глиняного Дон Кихота в человеческий рост на приусадебный участок. Большие фигуры выполняются по деталям, используя гончарный круг и ручную лепку, – вводит в курс дела Сергей Нагаев.  

На создание большой композиции уходит около полугода. Сама подготовка даже небольших изделий может занять около трех месяцев. Материал мастер разводит колодезной водой. Затем глину надо процедить. Кстати, на этом этапе получается продукция, которая пользуется спросом у местных красавиц. У Сергея берут глину на косметологические маски. Говорят, что эффект от них лучше, чем от кремов. 

Сначала мастер уплотняет материал, убирает из него влагу, оставляет его в пакетах «отлежаться» около недели. И только после таких манипуляций включает гончарный круг. Декоративные элементы и узоры на изделиях ремесленник делает вручную. Сырая посуда отстаивается до полного заполнения печи. На обжиг уходит день. Около суток посуда остывает. К слову, для обжига детских работ в мастерской стоит мини-печь. Туда отправится, к примеру, кружка Максима. И уже через пару дней мальчик сможет из нее пить чай. А я же прощаюсь с гостеприимным мастером, беру у него глину для маски. Ведь не зря испокон веков белорусок считали одними из самых красивых. Кто знает, возможно, дело было в кревской глине. 

Статьи по теме: