Мы живем в непростое время: быстро меняющийся мир постоянно ставит перед нами новые проблемы, требующие поиска решений. Одна из них – увлечение компьютерными играми. Эту проблему еще называют игровой или компьютерной зависимостью.
Зависимость от интернета
К сожалению, на сегодняшний день дети становятся активными пользователями компьютеров и мобильных телефонов уже с дошкольного возраста. В этом есть свои минусы и свои плюсы. С одной стороны, компьютер предоставляет нашим детям широкие возможности интеллектуально развиваться: тренировать быстроту реакции, зрительную память, внимание, логическое мышление. Кроме того, доступ в интернет – дает возможность без труда найти нужную информации, а так же обучаться удаленно.
Но при этом, стоит помнить о тех проблемах которые мы получаем. Во-первых это подавленные самостоятельность и активность. Кроме того, экран не заставляет работать воображение. Постоянное чередование картинок затрудняет развитие критического мышления и оценку некоторых моментов происходящего. Безостановочный поток информации вызывает перегрузку. Да, ребенку интересно, но именно скука – чувство, необходимое для того, чтобы принять решение действовать активно. Кроме того, в виртуальном мире ребенок не чувствует ответственности за свои действия и поступки. Но готов ли он к встрече с окружающей действительностью?
Очень часто родители сами принимают за своих детей (независимо от возраста) любые решения, даже по мелочам, тем самым не побуждая их принимать на себя ответственность. Задача каждого родителя – не изолировать детей от компьютера и интернета, а научить рационально использовать их в повседневной жизни.
Самое страшное в компьютерных играх, к которым подростки также зачастую неравнодушны, - это сцены насилия. Они провоцируют у ребенка повышение уровня агрессивности.
Сегодня все чаще можно говорить о том, что мы стоим на пороге кризиса зависимостей: компьютерных (интернет), игровых, социальных сетей. По данным Всемирной организации здравоохранения, компьютерная зависимость внесена в разряд опасных психических расстройств. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Появляется много сообщений о том, что агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. И одной из причин этой агрессии как раз-таки является «общение» с компьютером.
Как формируются эти зависимости? И как узнать, есть ли уже у вашего ребенка зависимость (или ее предпосылки)? Первый признак – ребенок перестал общаться с друзьями в реальной жизни, а все больше сидит «в сети». Второй – подросток начинает пренебрегать домашними делами, учебой, встречами, собственным сном, в пользу компьютера, это тоже «первые звоночки» формирующейся зависимости. Сюда же относится и значительное улучшение настроения от работы за компьютером, а в случае вынужденного отвлечения – раздражение и агрессия. Кроме того, стоит обратить внимание, если имеется уже навязчивое желание проверять свой почтовый ящик в интернете, стремление каждую свободную минуту играть в сетевые игры. Физические последствия данных проявлений: нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, повышенная утомляемость, бессонница, боли в спине, туннельный синдром (боли в запястье).
Кто же больше других подвержен риску получить компьютерную или игровую зависимость? Прежде всего, это ребенок, у которого плохо развиты навыки общения со сверстниками, у которого нет любимого увлечения или хобби. Подросток должен иметь возможность продуктивно расходовать накапливающуюся энергию. Существует такое негласное правило: чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную реальность.
Поэтому, если не хотите, чтобы ребенок стал заложником «нехороших» зависимостей, необходимо учиться родительскому мастерству. Давайте зададим себе вопрос, сколько времени мы проводим с нашими чадами? Да, реальная жизнь заставляет напряженно трудиться, много времени уходит на работу. Но воспитание наших детей – это формирование НАШЕГО будущего. Каким оно будет? Зависит только от нас самих.
Ольга ДУРЕЙКО, психолог УЗ
«Сморгонская ЦРБ»