О пособии по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет

 

О пособии по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет

Общество
06.07.2022
404

Назначение пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» за назначением пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в органы по труду, занятости и социальной защите может обратиться один из родителей ребенка-инвалида, в т. ч. мачеха, отчим, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида или другое лицо, которое фактически осуществляет за ним уход.

При этом существует ряд условий, при которых может быть назначен данный вид пособия. Так, мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель) или опекун (попечитель) не должны иметь занятости[1] или быть занятыми на определенных условиях:

работать на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей или выполнять работу на дому у одного нанимателя;

являться индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, с приостановкой данной деятельности в связи с уходом за в возрасте до 3 лет;

являться индивидуальными предпринимателями, но не осуществлять предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе ее прекращения;

находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или академическом отпуске;

получать пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, пособие назначается и выплачивается при условии, если у них нет занятости, а родители, в т. ч. мачеха, отчим, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида не имеют права на пособие или не могут осуществлять уход за ребенком-инвалидом в связи с инвалидностью I группы.

При этом осуществление ухода подразумевает совместное фактическое проживание либо фактическое проживание в одном населенном пункте (городе, поселке городского типа, сельском населенном пункте) лица, осуществляющего уход, и ребенка-инвалида. В случае проживания в разных населенных пунктах вопрос о назначении государственного пособия решается комиссией по назначению пособий с учетом всех выявленных обстоятельств.

Также обязательным условием назначения пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет является факт осуществления за ним постоянного ухода.

Размер выплачиваемого пособия зависит от степени утраты здоровья у ребенка-инвалида. Если у него I или II степень утраты здоровья, то размер составляет 100% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. Если у ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет III или IV степень утраты здоровья, – 100% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, после достижения им возраста 3 лет – 120% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

Следует отметить, что временно проживающим в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет не назначается и не выплачивается.

 

[1] К занятости относят:

работу по трудовым договорам;

прохождение военной службы, альтернативной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

выполнение работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

деятельность индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, осуществление ремесленной деятельности, деятельности в сфере агроэкотуризма;

получение профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования на дневной форме;

прохождение подготовки в резидентуре в очной форме;

регистрация в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо прохождение профессиональной подготовки, переподготовки, повышение квалификации или освоение содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов;

получение пенсии или ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе.

Надежда БАРАН,

главный специалист управления по труду, занятости

и социальной защите райисполкома.