Предназначение мужчины – защищать семью и Родину (+Видео)

 

Предназначение мужчины – защищать семью и Родину (+Видео)

Общество
11.02.2022
1439
Ушедший ХХ век оставил в памяти человечества не лучший след - целую «коллекцию» войн. Особое место в этой зловещей «коллекции» для многих занимает «Афганская война» 1979 - 1989 годов. Те, кому пришлось на ней побывать, называют ее коротко – «Афган».

Своими воспоминаниями о службе в горячей точке с нами поделился Геннадий Орлицкий.

IMG_2507.JPG

Родился Генадий в 1966 году на Ошмянщине, в деревне Павловцы. Окончил Повяжскую базовую школу и Лидский индустриальный техникум. После учёбы два месяца отработал в Сморгонском автопарке №17 и ушёл в армию.

«Призывали меня в Ошмянском райвоенкомате осенью 1985 года, - начал свой рассказ Геннадий Станиславович. - То, что я иду служить в Афганистан, мне никто не говорил. Дали повестку, в которой было написано «40-я общевойсковая армия» - что это значит, я тогда не знал».

Историческая справка: 40-я общевойсковая армия – объединение в составе Вооружённых Сил СССР. Входила в состав Ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан в период 1979 – 1989 годов.

«Из Ошмян нас повезли в Гродно. Оттуда – в Борисов, на пересыльный пункт, там мы пробыли десять дней, - вспоминает собеседник. - Нас переодели в военную форму. Тех, кому выдали яловые сапоги, отправили на Германию. А нам – кирзовые, сказали, что повезут в Москву. Потом был Ташкент и Термес, где нас молниеносно разбирали «купцы» (на армейском сленге – представители частей, которые осуществляли отбор солдат – авт.). В танкисты, артиллеристы, пехотинцы. В «разветбат» (разведывательный батальон - авт.)  проходил тот, кто занимался спортом (карате, дзюдо, боксом и т. д.). Конечно, я хотел в «разветбат» – самые элитные войска! Меня туда взяли: я занимался боксом, когда учился в техникуме. В «учебке» нас погоняли по сопкам. Марш-броски делали. Спустя три месяца отправили в посёлок Суриби, нам предстояло охранять дорогу вдоль реки Кабул.

Был ли страх перед Афганом? Нет! В армию я шёл с удовольствием. Хотел служить (как и большинство моих ровесников). Мечтал, можно сказать. В советское время это было престижно. Я не помню такого, чтобы от армии кто-то хотел «откосить». Наше поколение выросло на фильмах и книгах о подвигах героев Великой Отечественной войны, нашей любимой игрой в детстве была «войнушка». И когда я узнал, что буду служить в Афганистане, то страха не было – хотелось себя испытать».

Геннадий Станиславович рассказал, как он вместе с другими военнослужащими однажды попал в окружение. «Душманы» сбили «вертушку», вертолёт упал, а лётчик десантировался и пропал, - рассказывает мужчина. - Нас посадили в вертолёт – и мы полетели в горы его искать. Попали в засаду. По нам стреляли. Одного парня там потеряли. Вскоре наступили сумерки, следом ночь – и нас это спасло. В темноте удалось вынести бойца и выйти из окружения. А лётчика подобрали афганские войска, он выжил».

Домой Станислав писал редко. «Может, 3 – 4 письма за всю службу. А что было писать, о чём? – задаёт едва ли не риторический вопрос мой собеседник. – Если кто-то сфотографирует – я тогда фото семье шлю».

Афганец.jpg

Фото из Афганистана. Геннадий ОРЛИЦКИЙ (первый справа).

В ноябре 1987 года Станислава демобилизовали. Термес, Ташкент, Москва… «На Ошмянском автовокзале незнакомые люди встречали меня, как героя. Они видели, что я – афганец. У меня на груди - медали «От афганского народа», «За отличие в воинской службе»... Мужики какие-то схватили и понесли меня в пивной бар, стали бесплатно угощать. Когда по бокалу пива выпили – на руках подбрасывали. Потом в автобус посадили – и я домой поехал. Такой искренности и доброты, как у себя на Родине, по отношению к афганцам я нигде не встречал».

1.jpg

У Геннадия Станиславовича – двое сыновей. Оба служили в армии. Один в ракетных войсках, второй был пограничником. Сейчас младший сын Олег - боец райотдела МЧС, а старший Александр работает в Сморгонском отделе департамента «Охрана» (в группе задержания), пошёл по стопам отца, который почти 22 года отработал в «Охране», а потом инкассатором (когда подсчитал, то оказалось. что 32 года носил оружие).

Афганец2.jpg

Афганец3.jpg

«Своих детей я воспитывал в строгости. «Откосить» от армии – и в мыслях у них не было. Считаю, что они выросли нормальными мужиками, которые способны постоять и за себя, и за семью, и за Родину, - отметил Геннадий Станиславович. -  Если надо, я и сейчас готов Родину защищать – в этом тоже заключается предназначение мужчины».

Галина АНТОНОВА.

Фото автора и из семейного архива Геннадия ОРЛИЦКОГО.


1.JPG