Мой ребёнок гиперактивный?!

Здоровье
11.01.2018 07:48
2312
Термин «гиперактивность» является достаточно популярным в среде родительской общественности. Если ребёнок-дошкольник демонстрирует высокую двигательную активность, неустойчивость внимания и импульсивность, родитель готов применять к нему этот термин. А ведь потребность в движении заложена в каждом ребёнке самой природой. Так как же родителю отличить обычную активность его ребёнка от сверхактивности?
гиперактивность.jpg

Гиперактивность является одним из патологических проявлений целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Гиперактивность проявляется в избыточной двигательной активности, беспокойных движениях кистей и стоп, многочисленных беспорядочных движениях, нарушениях общих движений (ребёнок натыкается на окружающие предметы), несформированности мелкой моторики (неумение застёгивать пуговицы, правильно удерживать карандаш, рисовать им, соблюдая контур). Таких детей характеризует чрезмерная болтливость, неумение разговаривать тихо и спокойно, действия их спонтанны и необдуманны, сон беспокойный и непродолжительный.

Нарушения внимания характеризуются выраженной отвлекаемостью, трудностями его удержания, постоянной переключаемостью с одного вида деятельности на другой. Следует помнить, что в норме ребёнок трёхлетнего возраста может удерживать внимание на одном виде деятельности в течение6 – 15 минут в  зависимости от его индивидуальных особенностей. Каждый последующий год прибавляет ещё от 2 до 5 минут в копилку концентрации внимания ребёнка. Если деятельность гиперактивного ребёнка связана с увлечённостью и удовольствием (компьютерные игры), то он способен удерживать внимание часами.

Импульсивность гиперактивных детей выражается в том, что ребёнок всегда действует, не подумав, он не умеет подчиняться правилам, не умеет ждать, у него очень часто меняется настроение. Зачастую такие дети проявляют агрессию, конфликтность, у них снижен болевой порог (не испытывая боли в полной мере сами, они не понимают, что причиняют боль другим).

Вместе с тем, гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями, проявляют живой интерес к окружающему. Конечно, чтобы энергия гиперактивного ребёнка была направлена в положительное русло, ему нужно вовремя оказать помощь. А для этого гиперактивность нужно вовремя выявить. Однако, к этому процессу необходимо подходить очень внимательно и осторожно, необходимо наблюдение за ребёнком на протяжении длительного времени в различных ситуациях. Бывают случаи, когда родителями и специалистами за гиперактивность принимается ситуативное поведение ребёнка: возбуждение после весёлого мероприятия, подвижных игр со сверстниками, после долгого волнительного ожидания перед кабинетом специалиста и т.п. Более или менее отчётливыми проявления СДВГ становятся к 3 – 4 годам, а первый яркий всплеск проявления гиперактивности отмечается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, что обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности.

Необычность детей с СДВГ не является результатом дурного характера или неправильного воспитания. Это специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими, так и психосоциальными факторами и имеет множественную этиологию. Поэтому и выявление, и построение дальнейшей работы с гиперактивным ребёнком, должно обязательно проводиться взаимосвязанно различными специалистами (врачом, психологом, педагогом) при активном участии родителей.

Уважаемые родители, если у вас возникают предположения, что ваш ребёнок гиперактивен, вы можете обратиться к специалистам учреждения образования, которое посещает ребёнок, специалистам Сморгонского ЦКРОиР.

Инна ТЕЛЯК, педагог-психолог Сморгонского ЦКРОиР.

Поделиться:

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений