Специалист разъясняет особенности при подписании заявления о государственной регистрации изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор) коммерческой организации

Общество
17.08.2019 09:00
310
Представление нотариусом электронных документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, всё ещё является, как показывает практика, нотариальным действием, вызывающим ряд вопросов у заявителей.

В настоящей статье будет рассмотрен вопрос о том, кто имеет право подписать заявление о государственной регистрации при внесении изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор) коммерческой организации.

Начиная рассуждения на данную тему, хотелось бы отметить, что формы заявлений о государственной регистрации утверждены постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее – Постановление № 8).

Учитывая, что нотариус представляет электронные документы только для государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор), изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, ему  заявителями будут представляться заявления  по формам согласно приложениям 1–4, 11, 12 к Постановлению № 8.

Поскольку в настоящей статье рассматривается вопрос подписания заявления при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) коммерческой организации, то для совершения указанного нотариального действия нотариусу в данном случае может быть представлено только одно заявление: заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) коммерческой организации (приложение 2 к Постановлению №8).

 Порядок представления электронных документов в регистрирующие органы, органы, которым в установленном порядке делегирована часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования, в том числе по приему электронных документов (далее – регистрирующие органы), а также порядок их рассмотрения регистрирующими органами определяется Инструкцией о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь», которой предусмотрено, что при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор) электронные документы в регистрирующий орган представляются руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом юридического лица (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица, либо нотариусом.

Пунктом 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), утвержденного Декретом Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, предусмотрено, что заявление при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор), подписывается руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица.

Если документы представляются нотариусу непосредственно указанными выше лицами, заявление о государственной регистрации подписывается этими лицами собственноручно в присутствии нотариуса. На этом заявлении нотариусом производится отметка об установлении личности гражданина, проверке полномочий представителя, которая заверяется подписью нотариуса с проставлением даты. В иных случаях подлинность подписей лиц, указанных в абзацах втором–пятом части третьей пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, должна быть засвидетельствована нотариально (требования, установленные частью четвертой пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, частью 3 пункта 1993 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 63).

Пример 1: Нотариусу подаёт заявление руководитель юридического лица (либо его представитель в соответствии с уставом (учредительным договором) или  действующий по доверенности) – он же и подписывает заявление.

Пример 2: Заявление о государственной регистрации нотариусу подаёт действующий по доверенности или в соответствии с уставом (учредительным договором) представитель, которому предоставлено право лишь на подачу (представление) документов для государственной регистрации, при этом заявление подписано уполномоченным лицом (руководителем юридического лица, другим представителем юридического лица по доверенности или в соответствии с уставом) – подлинность подписи на таком заявлении должна быть нотариально засвидетельствована.

Хотелось бы обратить внимание, что заявление по форме согласно Приложению 2 к постановлению №8 может в некоторых случаях включать в себя Лист А, Лист Б, Лист В.

Так, при регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых  в устав юридического лица (учредительный договор) коммерческой организации в связи со сменой  собственника имущества или изменением состава участников организации должны быть подписаны Лист А (если собственником имущества (участником) является физическое лицо), Лист Б (если собственником имущества (участником) является юридическое лицо).

При этом законодатель не разграничивает понятия «заявление» и «Лист А, Лист Б, Лист В» (указанные листы включены в понятие «заявление», являются его составной частью).

Данный вывод сделан из анализа норм Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, Инструкции о прядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом, анализируя название приложений к Постановлению № 8,  в которых Листы А,Б,В законодателем отдельно не упоминаются, а значит, заявление о государственной регистрации, включая указанные листы, совместно именуется законодателем «заявление».

Как упоминалось выше, пунктом 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), утвержденного Декретом Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, предусмотрено, что заявление при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор), подписывается руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица.

В подстрочном примечании к Листу А заявления по форме согласно Приложению 2 к Постановлению № 8 «**» отмечено: «**Лист А подписывается собственником имущества (участником) юридического лица либо иным физическим лицом, уполномоченным в соответствии с нотариально удостоверенной доверенностью действовать от имени этого собственника имущества (участника), в присутствии уполномоченного сотрудника регистрирующего органа (нотариуса – в случае представления документов в регистрирующий орган нотариусом), либо подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована нотариально».

В данном случае при определении лица, уполномоченного на подписание Листа А, сложностей не возникает.

Иначе обстоит ситуация с Листом Б заявления по форме согласно Приложению 2, утвержденной Постановлением № 8, в подстрочном примечании к которому«****» указано: «****Лист Б подписывается руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица, в присутствии уполномоченного сотрудника регистрирующего органа (нотариуса – в случае представления документов в регистрирующий орган нотариусом), либо подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована нотариально».

В связи с вышеперечисленным  возможно ошибочно предположить, что заявление, включая Лист Б, должен подписывать руководитель юридического лица, в устав которого вносятся изменения и (или) дополнения, или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица.

Однако, анализируя текст самого заявления, утвержденного по форме согласно Приложению 2 к Постановлению № 8, а именно подпункт 1.5 пункта 1 заявления, а также подстрочное примечание к нему «****» («****Заполняется каждым из них соответствующий лист А или Б, за исключением акционерных обществ, государственных объединений. Заполняется только новым собственником имущества (входящим в состав участником)», становиться понятным, что в случае внесения изменений и дополнений в устав коммерческой организации в связи со сменой собственника имущества (участника) заявление, за исключением Листа Б, должен подписать руководитель юридического лица, в устав которого вносятся изменения и (или) дополнения, или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица, Лист же Б подписывает руководитель юридического лица, являющегося новым собственником имущества (входящим в состав участником), либо или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом (учредительным договором) указанного юридического лица или доверенностью действовать от его имени.

Пример 3: Заявление при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор) в связи со сменой собственника имущества (участника) подает нотариусу и подписывает руководитель юридического лица или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица. При этом Лист Б подписывает он же, если у него имеются предоставленные  собственником имущества (новым участником) полномочия на совершение указанного действия.

Если же предоставленных юридическим лицом-собственником имущества (участником) у заявителя не имеется, необходимо личное присутствие у нотариуса руководителя  юридического лица-собственника имущества (участника), либо подлинность подписи заявителя на Листе Б должна быть нотариально засвидетельствована, либо у нотариуса должно присутствовать иное лицо, уполномоченное доверенностью на подписание Листа Б.

Необходимо обратить внимание, что в случае представления интересов иностранного юридического лица доверенность должна быть нотариально удостоверена (требования пункта 19 Положения о государственной регистрации).

Таким образом, рекомендуем заявителям при обращении к нотариусу за представлением электронных документов для государственной регистрации при внесении изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор) юридического лица внимательней относится к вопросу подачи и подписания заявления должным (уполномоченным) лицом.

Елена КРЫЛЬЦОВА, нотариус Гродненского нотариального округа, член Союза юристов.


Оставить комментарий
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений